«Слава воскресшим из мертвых под Сталинградом!»: Как 31 августа 1944 г. румыны встречали советские войска
Пожалуй, никогда еще за всю войну советским войскам не приходилось действовать в настолько своеобразной военной и политической обстановке. Предпосылки для выхода Красной Армии к румынской столице создались в результате успешного проведения (всего за 10 дней!) Ясско-Кишиневской операции. Стремительное наступление 2-го и 3-го Украинских фронтов не только привело к поражению германских и румынских войск на поле боя, но и создало предпосылки для переворота в Румынии, в ходе которого нацистский ставленник, румынский диктатор Ион Антонеску был свергнут.
Уже 31 августа 1944 года войсками 2-го Украинского фронта был освобожден Бухарест. О том, как советские войска встречали в румынской столице, вспоминает сапер Семен Антонович Данич, воевавший с конца 1943 г. в рядах 1-й румынской добровольческой пехотной дивизии имени Тудора Владимиреску и выучивший румынский язык:
«Прекрасно встречали везде! А когда мы одними из первых частей вошли в Бухарест, то там вообще был восторженный прием. С транспарантами: "Слава воскресшим из мертвых под Сталинградом!", "Да здравствует новая демократическая румынская армия!" и т. д. Конечно, все это было организовано, но люди были нам искренне рады.
Со мной в Бухаресте произошел интересный случай. И.о. командира батальона по фамилии Бужор, румын по национальности, попросил меня составить ему компанию и посетить его семью, мотивируя это тем, что с 1941 года его считали погибшим. Мы отправились к нему домой. Это был хороший двухэтажный особняк в центре города, но оказалось, что его жена, спасаясь от бомбежек, уехала на дачу. Слуга в дом нас не пустил, а направил к брату жены, который работал главным инженером в департаменте коммунального хозяйства. Брат жены его не узнал, и особой радости от встречи не было ни у одного из них. Но, тем не менее, очень быстро накрыли большой стол, а когда мы вошли в большой зал, весь аппарат департамента, стоя, встретил нас аплодисментами. А мы с ним договорились, что он представит меня русским, не владеющим румынским языком. Нам очень хотелось узнать, как присутствующие действительно относятся к нашей дивизии, воюющей на стороне СССР.
Речи выступающих были сдержанные, доброжелательные, а некоторые даже дружелюбные. Мне переводили, но в разговорах за столом можно было услышать всякое, даже профашистские высказывания. В конце слово предоставили мне, даже не спросив моего согласия. И я на румынском языке поблагодарил за теплый прием, за хлеб и соль, за добрые слова, и пожелал всем успехов в труде и построении нового демократического государства.
И в конце добавил: "Жаль только, что среди нас есть люди, которые даже здесь не стеснялись высказывать желание о возврате фашизма. Думаю, что это останется только их желанием. Ваш народ не допустит этого! Еще раз благодарю за прием. До свидания!"
Все были в шоке: кто покраснел, кто побелел… Мы встали и ушли. Не знаю, как бы оценило наше начальство встречу с чиновниками капиталистического государства, но майор Бужор был мною доволен. "Хорошо ты утер им нос!" — сказал он мне.
Источник: Я помню