«Уйти с поля не было сил»: воспоминания о легендарном матче, прошедшем в блокадном Ленинграде 31 мая 1942-го года
31 мая 1942 года, в самый разгар блокады, в Ленинграде прошел футбольный матч, в котором игроки местного «Динамо» встретились с командой Ленинградского металлического завода.
Число погибших в результате блокады Ленинграда идёт на сотни тысяч, выжить в том городе было большим чудом. И если бы не надежда, которую всеми силами поддерживали в себе жители города, умерших от голода и холода было бы гораздо больше. Но надежда жила, её поддерживали всеми возможными способами. Даже футболом.
Когда почти невозможно было стоять на ногах, под бесконечную канонаду бомбардировок, несмотря на листовки немецкой пропаганды, говорящие о том, что Ленинград — это город мёртвых, который сравняли с землей, ленинградцы играли в футбол. Именно в футбол.
В матче участвовали команды ленинградского «Динамо» и ЛМЗ — команда Ленинградского металлического завода, которая тогда во всех хрониках была зашифрована, как «Команда Н-ского завода». Всего в игре принимали участие 22 футболиста.
В 1942‑м для игры в футбол на «Динамо» было пригодно только одно из трех запасных полей. На главную площадку упал немецкий снаряд. На двух других выращивали брюкву и капусту. И только на третьем поле, слева от главного входа, можно было играть в футбол, хотя тоже не без ограничений.
«Когда они вышли на поле, им сказали: постарайтесь в аут не бить, потому что там посажена картошка. Картошка в блокаду – это жизнь.
Когда закончился первый тайм, игрокам предложили отдохнуть, но они ответили, что отдыхать не будут, потому как если присядут, то уже не смогут встать», — вспоминал Герман ЗОНИН.
Анатолий МИШУК:
«Весной меня поместили в заводской стационар в последней стадии дистрофии. Когда вышел оттуда, меня разыскал Зябликов, сказал, что будет игра. Кажется, я был самым слабым из наших.
Помню такой эпизод: идет несильная длинная передача. Я, как сотни раз делал в довоенных матчах, принимаю мяч головой, а он… сбивает меня с ног».
Евгений УЛИТИН:
«Накануне игры в часть, где я служил сержантом связи, пришла телефонограмма о том, что необходимо прибыть на матч. Ранним утром я на попутной машине поехал в Ленинград, сошел с грузовика у Дворцовой площади. Дальше до стадиона шел пешком… На первых минутах нас не слушались ни ноги, ни мяч… По ходу игры хотелось замениться, но мы с большим трудом набрали людей на два состава. Поле участники встречи покидали в обнимку. И не только потому, что гордились друг другом — просто так было легче идти. Вернулся в часть под Шлиссельбург и недели две еле-еле ходил».
Футболисты отлично понимали важность возложенной на них миссии. Необходимо было посрамить нацистскую пропаганду и подарить городу надежду на мирную жизнь.
Действительно, радиорепортаж об игре, который появился на следующий день, на передовой встретили с необычайным воодушевлением. Бывший нападающий «Динамо» Николай СВЕТЛОВ написал об этом в письме:
«Никогда не забуду день, когда в траншеях на Синявинских болотах, в 500 метрах от немцев, я услышал репортаж со стадиона «Динамо». Сначала не поверил. Побежал в землянку к радистам. Они подтвердили: верно, передают футбол. Что сделалось с бойцами! Все были возбуждены».
Есть информация о целой серии подобных игр в блокадном Ленинграде, но достоверных данных ни об одном из них, кроме матча, состоявшегося 31 мая 1942 года, нет.
Источник: АиФ; Советский спорт