Врезался в скопление моджахедов на горящем самолете: Анатолий Левченко во время афганской войны повторил легендарный подвиг Гастелло
27 декабря 1985 года при выполнении очередного боевого задания в Афганистане подполковник А.Н. Левченко направил свой подбитый самолёт МиГ-23МЛД на сильно укрепленную позицию противовоздушной обороны мятежников и впервые в послевоенной истории Военно-Воздушных Сил СССР и реактивной авиации уничтожил ее огненным тараном.
Левченко Анатолий Николаевич — старший штурман 655-го истребительного авиационного полка ВВС 40-й армии Туркестанского военного округа (ограниченный контингент советских войск в Демократической Республике Афганистан), подполковник.
Родился 6 февраля 1947 года в Волгоградской области в семье рабочего. Русский.
Историк Федор Ласточкин:
Четверо выпускников Новониколаевской одиннадцатилетки приезжают поступать в Качинское высшее военное авиационное училище летчиков. Поступает один. Не Анатолий. Уезжают двое. Анатолия среди них нет. Остался работать на аэродроме, попал в резерв и «добил-таки» училищное командование.
Курсанту Левченко разрешают самостоятельный полет — первому на курсе.
Не попасть сюда (или попасть «случайно») Левченко просто не мог. Вот и настало время назвать последнюю дату этой биографии — 27 декабря 1985 года, 14 часов 30 минут по кабульскому времени. В тот день в активе звена Левченко уже было два боевых вылета. Оба — удачные. Особенно второй, в котором удалось разгромить прорвавшийся из Пакистана караван душманов. Как всегда, ведущий звена Левченко действовал мастерски: ориентировался четко, бомбил метко, уходил из-под обстрела быстро.
Задача командования нанести бомбово-штурмовой удар по двум целям, расположенным в 20 км юго-западнее перевала Саланг, требовала от него тех же навыков.
Теперь о том вылете рассказывает ведомый Анатолия Левченко — майор Щербак, до сих пор не смирившийся с непоправимостью исхода:
Собственно, и рассказывать-то почти нечего: события развивались по многократно повторяемой схеме, когда над машиной подполковника вдруг что-то блеснуло и она прекратила боевой разворот.
Мы никогда не узнаем, как принимаются решения о таране. Наверное, первое, что зафиксировал в сознании Левченко, — машина, несмотря на повреждение, из повиновения не вышла, а цель... цель до сих пор не поражена… Говоря о мастерстве летчика, мы привычно употребляем стереотип «он и его самолет — одно целое» и почти не задумываемся над буквальным смыслом этого образа. Анатолий Левченко, видимо, тоже не задумывался. Он тщательно прицелился и «выстрелил», как всегда, без промаха.... В семейном архиве Левченко есть фотография Анатолия Николаевича, сделанная за сорок минут до его гибели. Есть забавная новогодняя открытка родителям, пришедшая на станцию Алексиково на шестой день после смерти автора. А в летной книжке Героя появляются записи о новых вылетах: их совершают за него лучшие из однополчан. Да, бывают все же потери, которые мы стараемся восполнить в вечном споре с чудовищной несправедливостью смерти.
Похоронен на родине — в поселке Новониколаевский. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 мая 1986 года за мужество и героизм, проявленные при оказании интернациональной помощи Демократической Республике Афганистан, подполковнику Левченко Анатолию Николаевичу присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).
Источник: Герои страны