В Волгограде, на Мамаевом кургане среди многочисленных каменных плит с именами героев, погибших за Сталинград, без труда можно найти плиту с надписью: «Герою Советского Союза гвардии старшему лейтенанту Владимиру Петровичу Хазову».
Великая Отечественная застала его в отдельной Краснознаменной Дальневосточной армии. Боевое крещение получил в подмосковных полях, где в первом же бою подбил немецкий танк и гусеницами раздавил противотанковую пушку. Весной 1942 года в боях под Харьковом лично уничтожил четыре танка противника, за что был награжден орденом боевого Красного Знамени. В газете «На защиту Родины» осенью 1942-го Владимир Хазов в статье «Мой опыт борьбы с немецкими танками» пишет:
«С первых дней Великой Отечественной войны сражаюсь я против немецких бронированных полчищ. Немало пришлось провести боев, выдержать атак. Теперь моя рота дерется на подступах к городу Сталинграду, отбивая многочисленные безуспешные атаки врага. За время боев рота, которой я командую, истребила 99 немецких танков, 37 орудий, несколько сот солдат и офицеров. Как-то после жаркого боя рота сосредоточилась в небольшой рощице. Понеся большие потери, противник отступал.
Мы закопали и замаскировали машины, готовясь отразить новую атаку. Под утро разведчики доложили, что километрах в трех в балке сосредоточено 27 вражеских танков. Надо немедленно принять меры, предупредить наступление немцев.
Вместе с танками гвардии сержанта Тутарова я решил скрытно подойти к противнику и внезапно открыть с двух сторон губительный огонь с фланга и в лоб. Экипажам танков своей роты, оставшимся в обороне, я приказал завести моторы, которые гудели всю ночь, создавая видимость подходящей к немцам большой колонны. Два наших танка под шум моторов на тихом ходу незаметно подошли к балке. Я осмотрелся, фашисты поспешно готовились к выступлению: загружали боеприпасы, проверяли моторы, прицельные приборы, заполняли баки горючим. Они заметили нас и метнулись к люкам, но было поздно, оба пулеметчика застрочили по балке, и немалая часть фашистских экипажей была перебита.
Потом с обоих танков мы ударили из орудий. Нескольким танкам удалось все же вырваться на ровное место, и они открыли бешеный огонь по моему танку. Броня выдерживала, но было опасно. На выручку пришел танк Тутарова. Вдвоем было уже легче расправляться с немцами.
Всего час длился этот необычный бой, из которого мы вышли победителями. Немцы потеряли 22 танка. Наши машины с небольшими повреждениями вернулись в роту.
Не бояться врага, а искать и уничтожать его — вот то правило, которого должны придерживаться советские танкисты, защищающие славный Сталинград».
Так описывает Владимир Петрович бой возле села Ольховатки 14 июня 1942 года, в котором сам поджег восемь немецких танков, сохранив свою машину.
Командование бригады представило Хазова к званию Героя Советского Союза.
С первого дня Великой Сталинградской битвы Владимир Хазов метко разил врага: и в Придонье, и в междуречье Дона и Волги, и самом городе. Вот как вспоминает о последнем бое героя комиссар 2-го отдельного танкового батальона 6-й гвардейской танковой бригады А. Чернышев:
«...Остатки 6-й танковой бригады, где воевал ст. лейтенант Хазов, были переданы нам. Мы держали оборону в районе Вишневой Балки. Владимир командовал танковой ротой. Время было трудное. Гитлеровцы стремились захватить Сталинград любой ценой... В начале сентября 1942 года немцы из района Городище атаковали нас. Наш командный пункт размещался в школе на Северном посёлке Красного Октября. С превосходящими силами немцев танковая рота Хазова вела жестокие бои, сдерживая бешеный натиск. В одной из атак Владимира Хазова тяжело ранило в голову. Я распорядился эвакуировать его с поля боя в район клуба имени Ленина, где располагались наши тылы. Внутрь танка Владимира нельзя было спрятать, поэтому его положили на броне танка. Во время движения по улице девять немецких самолетов набросились на танк и стали его бомбить и обстреливать. Владимир, превозмогая боль, из запасного пулемета бил по самолетам. Один из них рухнул на землю. Но в этой неравной схватке Владимир был убит. Хазов подлинный герой. На его личном боевом счету было уже 27 уничтоженных танков, а немцам и счета не велось»
Источник: оригинальная статья
Вам также может быть интересно:
Спецпроект RuBaltic.Ru: Так началась великая война
Спецпроект RuBaltic.Ru: Победный май 1945 года