«Во славу Украины»: как во время Львовской резни украинские националисты ликвидировали своих соседей-евреев
В современной Украине крайне неохотно вспоминают историю так называемой «Львовской резни» — массовой расправы над еврейским и польским населением города Львова, которая началась сразу же после того, как Красная Армия ушла из города.
Первой мишенью для гитлеровцев и украинских националистов стали евреи. Ближайший сподвижник Степана Бандеры Ярослав Стецько уже 25 июня 1941 года сообщал своему шефу: «Создаем милицию, которая поможет убирать евреев».
В ночь на 30 июня 1941 года части Красной армии покинули Львов, около 4:30 утра в городе появились первые подразделения гитлеровцев, а украинские полицаи и националисты начали погром.
Канадский историк Джон-Пол Химка пишет:
«Одной из характерных особенностей погрома было дурное обращение с еврейскими женщинами и их унижение. Немецкие фотографы зафиксировали некоторые сцены на ул. Замарстыновской, о жестоком отношении был также снят фильм. Женщин толкали, пинали, били по лицу и телу палками и подручными средствами, дергали за волосы, перекидывали от погромщика к погромщику. Многих принуждали раздеться и стоять перед толпой, а некоторых гнали по улицам. У Розы Московиц была школьная подруга, ставшая убежденной коммунисткой. Она попала в лапы к банде, которая побрила ей голову и погнала ее, нагую и вопящую от страха, по улице. Девушка добралась домой, где свела счеты с жизнью. Один польский спасатель видел, как «коренастый как Геракл парень» избивал двенадцатилетню еврейскую девочку цепью. Не удивительно, что были сообщения об изнасилованиях. Беременных женщин били или пинали в живот. Также женщин грабили, а Роза Вагнер даже утверждает, что видела проституток и сутенеров, изымавших у евреек обувь и предметы гардероба. Жертв выбирали случайно из еврейского населения.
Антиеврейский погром стал частью антикоммунистического ритуала. Один поляк вспоминает, что евреев во Львове принуждали маршировать в шеренге по четыре человека, петь русские марши и выкрикивать лозунги в честь Сталина. Эти показания подтверждает и еврейка, которая видела, как толпа окружила группу из 200–300 молодых евреев обоего пола, стоявших с поднятыми руками и певших «песню русских коммунистов "Моя Москва"». Еще одна свидетельница, украинка, вспоминает, что видела, как возле Цитадели украинцы вели под эскортом около сотни людей с воздетыми вверх руками, заставляя пленных выкрикивать «Мы хотим Сталина!». Подобные ритуалы происходили тем летом повсеместно. В Коломые, находящейся приблизительно в 165 километрах на юго-западе, были уничтожены статуи Ленина и Сталина. Затем украинцы заставили взобраться на пьедестал одного еврея, тогда как другие должны были стоять вокруг и выкрикивать: «Сталин, ты — идиот!»
Тамара Браницкая сообщает, что ей и ее семье приказали держать руки воздетыми вверх, пока они десять или пятнадцать минут шли к тюрьме на Лонцкого. Все это время к ним подбегали люди и колотили по голове палками. Толпа также доставала брусчатку из мостовой, кидала в них и выкрикивала непристойности. По воспоминаниям Браницкой, им никто не пытался помочь, скорее, напротив: толпа, казалось, получала огромное удовольствие от происходящего. Согласно рассказам очевидцев и фотоматериалам, некоторых евреев заставляли двигаться к тюрьмам на четвереньках. Лешек Аллерханд сообщает, что несколько сотен людей ползли три километра до «Бригидок» на четвереньках и все время их пинали и били».
Источник: Джон-Пол Химка. Львовский погром 1941-го года: немцы, украинские националисты и карнавальная толпа // Форум новейшей восточноевропейской истории и культуры — 2017 — № 1. С. 146–176