Контекст

Разность подхода: немцы на поле боя добивали наших раненых, а советские санитары спасали раненых немцев

Советский военный оператор Семен Школьников вспоминал о том, как в 1943 г. на Калининском фронте советские санитары после боя спасали немецких раненых:

Помню, однажды прибыли мы с Иваном на НП полка. Командир полка дал нам связного, и мы отправились в один из батальонов. Шли по недавно отбитому у немцев полю. Оно было все изрыто воронками. Перемахнули линию своих старых траншей, миновали бывшую траншею противника.

Над нашими головами с шипением проносились мины и шлепались где-то сзади. Я взбежал на бугор и увидел санинструктора, которая перевязывала раненого. На гимнастерке у гвардии старшины медслужбы блестели четыре ордена, разглядел я и две нашивки за ранения. Пока она перевязывала, я снимал. Потом мы познакомились. Елена Борисовна Ковальчук рассказала мне, что она с Украины, до войны работала парикмахером.

— Профессию свою я любила, но стало как-то обидно — люди воюют, а я стригу-брею, — доверчиво поведала мне девушка. — Тренировалась дома, делая перевязки на портновском манекене. Читала медицинскую литературу. Потом в военкомате сказала, что работала в больнице санитаркой. Соответствующей справки у меня, естественно, не было. Послали экзаменоваться. Выдержала. 

Позже, когда мы прощались, она попросила: 

— Снимите, оператор, в полевом госпитале доктора Трифонову...

Противник получил подкрепление и усилил огонь. Наша атака захлебнулась. И тут я увидел саперов, которые под разрывами вражеских снарядов делали проходы в минном поле. Это была необходимая и тяжелая работа. Я снимал их напряженные лица, руки с миноискателями, фигуры, прижимавшиеся к земле.

Бой фактически закончился, и я решил возвращаться: сначала ползком, по-пластунски, а потом короткими перебежками. Неподалеку от бывших немецких траншей услышал громкие голоса. Двое раненых бранили санитара, перевязывавшего немца:

— Они добивают наших раненых, а ты выхаживаешь...

Санитар не отвечал. Он продолжал делать свое дело. Я не стал снимать этой картины, хотя, конечно, понимал, что санитар прав — и на самой жестокой войне надо быть человечным. Ну а все же в сердце таилась тяжелая ненависть.

Источник: Школьников С.С. В объективе — война. — М.: Воениздат, 1979



Читайте также
23 декабря 2021
В сентябре 1943 г. около деревни Высокое в Калужской области состоялся легендарный бой за высоту 224,1. Эта ожесточенная схватка стала символом подвига тех, кто штурмовал неприступные позиции противника на многочисленных безымянных высотах Великой Отечественной войны.
27 декабря 2021
Якутский таежный охотник и гроза немецких снайперов Федор Матвеевич Охлопков родился 3 марта 1908 года в селе Крест-Хальджай ныне Томпонского улуса Якутии. Выносливость и хладнокровие, выдержка и самообладание, сдобренные и приумноженные сноровкой охотника, мужицкой смекалкой — вот те качества, которые отличали его как воина.
28 декабря 2021
Капитан Николай Гастелло — один из наиболее известных героев Великой Отечественной войны: 26 июня 1941-го он совершил так называемый «огненный таран», погибнув во время боевого вылета.
29 декабря 2021
На дороге мне бросалась в глаза одна, постоянно, то здесь, то там, повторяющаяся фамилия, которая, казалось, была непременной спутницей дороги. То она была написана на куске фанеры, прибитом к телеграфному столбу, то на стене хаты, то мелом на броне подбитого немецкого танка: «Мин нет. Артемьев», или: «Дорога разведана. Артемьев», или: «Объезжать влево. Артемьев», или: «Мост наведен. Артемьев», или, наконец, просто «Артемьев» и стрелка, указывающая вперед.