«Нереальная природа предложения не заслуживает обсуждения»: как СССР в 1954 году в НАТО вступал
31 марта 1954 года СССР отправил ноту западным странам с просьбой о вступлении в НАТО. В 1950-х СССР предпринимал попытки вступить в НАТО при условии нейтрального статуса альянса. Двигателем идеи был Вячеслав Молотов, прозванный на Западе сталинским рыцарем «холодной войны».
«Подкоп под ООН»
25 августа 1952 года состоялась рабочая беседа Иосифа Сталина с послом Франции Луи Жоксом. Дипломат, разъясняя отношение к НАТО президента Шарля де Голля, дал понять, что его страна рассматривает альянс как исключительно мирный союз, не противоречащий уставу ООН.
Сталин рассмеялся и поинтересовался у Вышинского: «Не следует ли в таком случае СССР к нему присоединиться?».
За шуткой вождя скрывалась дипломатическая игра. Еще в начале 1949 года, когда в английском парламенте велась дискуссия Компартии и независимых лейбористов, отправлять ли приглашение в альянс Советскому Союзу, глава МИД Андрей Вышинский направил в Лондон записку, в которой предложил обсудить участие СССР в Организации Обороны Западного Союза — предтечи НАТО. Запад ответил отказом.
Тогда Сталин назвал это обособление некоторых стран Организации в отдельный военно-политический блок «подкопом под ООН». Советский дипломат Андрей Громыко не раз заявлял: «Если бы этот пакт был направлен против возрождения немецкой агрессии, СССР сам бы присоединился к НАТО».
Проект Громыко
После смерти Сталина, ссылаясь на смягчение режима в стране, была предпринята еще одна попытка вступления в Североатлантический альянс уже при Хрущеве.
10 марта 1954 года Громыко направил Вячеславу Молотову проект докладной записки в Президиум ЦК КПСС. В нем предлагалось высказать готовность СССР вступить в НАТО.
Нота 1954 года оказывалась выигрышной в любом случае: если Запад отказывался, СССР мог оценить это как дипломатическую изоляцию и приступить к созданию собственной Организации коллективной безопасности.
В случае согласия, а такая возможность не исключалась, после вступления СССР в Североатлантический союз «последний коренным образом изменил бы свой характер и был бы взорван как агрессивная, направленная против СССР группировка государств», — об этом писал в своей записке Громыко.
В переработанном проекте записки в Президиум ЦК КПСС от 19 марта аргументация в поддержку предложения об участии в НАТО становится развернутой:
«МИД считает целесообразным присоединиться к Североатлантическому договору. Такое заявление поставило бы в затруднительное положение организаторов Североатлантического блока, подчеркивающих его якобы оборонительный характер и то, что он будто бы не направлен против СССР и стран народной демократии».
У инициативы был самый высокий приоритет. Было даже приостановлено «развертывание Комиссии по разоружению, так как попытка оживления Комиссии могла быть использована для отвлечения внимания от нашей ноты 31 марта».
Борьба за коллективную безопасность
Одновременно с нотой о вступлении в НАТО Москва предложила заключить договор о коллективной безопасности в Европе с участием США.
«Мы готовы к этому, готовы ли вы?» — спросил тогдашний президент США Дуайт Эйзенхауэр. «Мы готовы», — мгновенно отозвался Хрущев.
Однако 7 мая 1954 года США, Франция и Англия ответили отказом: «Нереальная природа предложения не заслуживает обсуждения», — говорилось в официальном сообщении.
Ответ МИД СССР: «В связи с тем, что правительства США, Англии и Франции постоянно заявляют о стремлении способствовать разрядке в международных отношениях, можно было ожидать положительной реакции к этой инициативе советского правительства. Однако на деле получилось иное».
Заявки БССР и УССР
Одновременно с СССР, но отдельно от него, заявки на вступление в НАТО подали Белорусская ССР и Украинская ССР. Какие у них были на это правовые основания, ведь республики СССР не являлись государствами?
Очень просто. Им на время дали суверенитет и атрибуты государственности, а все для того, чтобы СССР не остался в изоляции. Это произошло еще во время создания ООН, когда стало ясно, что новая организация станет ареной борьбы между Великобританией, США и СССР. При этом СССР оказывался в меньшинстве.
В вопросе вхождения СССР в НАТО мотивы Кремля были те же самые, как и при создании ООН: посредством отдельного включения в альянс БССР и УССР — увеличить число голосов СССР в этой организации.
Таким образом, 31 марта 1954 года заявки в НАТО одновременно подали СССР, УССР и БССР, как три суверенных государства. Ответ был один — отказ.
Организация Варшавского договора
В ответ СССР создает свой аналог Североатлантического альянса — Организацию Варшавского договора по обеспечению мира и безопасности в Европе. В нее вошли Албания, Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия.
Официально организация носила оборонительный характер. В целом, так оно и было — главной задачей ОВД было сохранение власти коммунистов в государствах Центральной Европы. НАТО провозглашался агрессивным блоком.Источник: оригинальная статья