Контекст

«Если бы все солдаты фюрера дрались, как этот русский, то завоевали бы весь мир»: летом 41-го мы не только отступали

17 июля 1941 года.

Отступая, артиллеристы оставили у моста через реку Добрость на 476 километре шоссе Москва – Варшава орудие с расчётом из двух человек с задачей задержать танковую колонну. Одним из номеров расчёта стал старший сержант, 19-летний мальчишка из Орла Николай Владимирович Сиротинин.

«Сорокопятка» была замаскирована на холме в густой ржи; позиция позволяла хорошо просматривать шоссе и мост. Когда на рассвете показались колонна немецкой бронетехники, Сиротинин подбил вышедший на мост головной танк, а затем — замыкающий колонну бронетранспортёр, тем самым создав пробку на дороге. Напарника, который получил серьезное ранение, старший сержант отправил к своим, а сам остался, поскольку при пушке оставалось значительное количество неизрасходованных снарядов.

Немцы предприняли попытку расчистить затор, но орудие продолжало метко разить врага. 

Бой продолжался два с половиной часа, за это время было уничтожено 11 танков, 6 бронемашин, 57 солдат и офицеров. Когда кончились снаряды, Сиротинин отстреливался из карабина.

Запись в дневнике обер-лейтенанта 4-й танковой дивизии вермахта Хенфельда:

 «17 июля 1941 года. Сокольничи, близ Кричева. Вечером хоронили неизвестного русского солдата. 

Он один стоял у пушки, долго расстреливал колонну танков и пехоту, так и погиб. Все удивлялись его храбрости… Оберст (полковник) перед могилой говорил, что если бы все солдаты фюрера дрались, как этот русский, то завоевали бы весь мир. Три раза стреляли залпами из винтовок.

 Все-таки он русский, нужно ли такое преклонение?».

В 1960 году Николай Сиротинин был посмертно награждён орденом Отечественной войны I степени, который хранится в Минском музее.

Источник: Сульдин А. В. 17 июля 1941 года // Великие герои Великой войны хроника народного подвига. 1941–1942. — М.: АСТ, 2015.