«Волкодав» НКВД Душанский — о том, как удавалось вычислять бывших полицаев в рядах Красной Армии
«Волкодав» НКВД Нахман Душанский, которого как огня боялись «лесные братья», вспоминает о том, как велась агентурная работа по выявлению коллаборационистов и националистического подполья:
После освобождения территории Литвы, чтобы «не растеряли навыки», у нас весной сорок четвертого некоторых ребят отправляли в качестве оперуполномоченных Смерша сопровождать санитарные эшелоны. В войска уже шел массовый призыв с освобожденных территорий, и стрелковые части были в какой-то степени «засорены» бывшими пособниками оккупантов, проскочившими в армию через полевые военкоматы. Это сомнительное пополнение шло массовым порядком в пехоту, и через месяц-другой непосредственного нахождения на передовой эти люди или погибали в бою, или — ранеными — ехали в санпоездах в тыловые госпиталя.
И какой только публики в этих санитарных летучках не было. Я не имею в виду самострелов или дезертиров, симулирующих болезни. Там и бывших полицаев, карателей, «власовцев» с лихвой хватало. Кто под своими именами, а кто и по чужим документам и биографиям ехал в тыл «раненым героем-бойцом Красной Армии».
У нас как-то один из офицеров раскрыл трех бывших украинских карателей в числе эвакуированных раненых солдат. У них языки больно длинными оказались, стали шепотком хвалиться перед друг другом, кто из них больше евреев расстрелял, да один солдат это услышал. Доложил нашему офицеру, а тот и положил между этой «тройкой» своего человека.
Слово за слово, и наш человек сошел за «своего», за хохла-полицая. Пока в глубокий тыл доехали — все доказательства в измене Родине и в убийствах были собраны и задокументированы.
Так выглядит обычная оперативная агентурная работа против военных преступников.
Источник: Я помню