Начало железнодорожному делу в Виленском (Вильнюсский) крае было положено со строительством Петербургско-Варшавской дороги. Рельсы, соединившие Вильну со столицей Империи, были проложены в 1857 году, первый поезд проследовал 4 сентября 1860 года. На этом участке магистрали путепроходцам пришлось решать сложные инженерные задачи. Достаточно сказать, что на подходе к Ковно (Каунас) и Вильне впервые в истории железных дорог России проложили тоннели длиной 1280 и 430 метров соответственно. Предшественник современного вокзала появился в 1862 году. Первые пассажиры, сошедшие на этот перрон, прибыли из Динабурга (Даугавпилс).
Место для вокзала городские власти выбрали за чертой города, понимая, что его появление даст толчок развитию района. Когда в 1862 году от вокзала в сторону Погулянки стали прокладывать Александровский бульвар (ул. Альгирдо), владельцы отошедших под улицу участков земли включали в цену компенсации и находившиеся на ней посевы ржи. Само здание вокзала было небольшое, в типичном для того времени стиле ранней эклектики — так называемом «штакеншнейдеровском» (по фамилии архитектора). Внутри его был багажный зал, буфет, залы 1-го, 2-го и 3-го классов. Площадь перед станцией всегда была заставлена дрожками и экипажами, высылаемыми сюда от разных гостиниц. Путеводитель по Вильне особо предупреждал о привычке извозчиков брать завышенную плату с приезжих, не знавших городских цен. Для одноконных такса в любую точку столицы края, определенная городской Думой, была 20 копеек, коляски же и кареты нанимались за отдельную плату — втрое выше.
В период всех войн вокзал всегда был стратегической целью. В Первую Мировую его бомбили немецкие дирижабли, во Вторую — советская и немецкая авиация. Самые страшные разрушения вокзал претерпел в январе 1945 года. На путях был взорван советский эшелон с боеприпасами, готовящийся к отправке на фронт. В вагонах были снаряды для «катюш», начиненные термической смесью. Солдаты, рискуя жизнью, пытались расцепить вагоны и отогнать их от эпицентра взрыва. Погибли многие, в том числе и те, кто находился в здании вокзала. О силе взрыва можно было судить хотя бы по тому, что даже в центре города повылетали стекла, осколки дождем сыпались на прохожих. На улице Мицкевича (пр. Гедимина) были раненые, а неподалеку валялась прилетевшая сюда вагонная ось.
После войны вокзальный комплекс частично восстановили, перестроили. Планировочное решение ленинградского зодчего Петра Ашастина (он же — автор проектов железнодорожного вокзала в Каунасе и Финляндского вокзала вЛенинграде) предусматривало изменение фасада, изъятие из общего плана архитектуры элементов эклектизма. На привокзальной площади разбили сквер, установили памятник Сталину работы скульптора Н.Томского. Но стоял он недолго — после смерти «вождя народов» его быстро демонтировали.
К основному корпусу пристроили зал ожидания, вестибюль, вмещающий до 400 человек, кассовый зал; багажное отделение, а также комнату матери и ребенка. Был реконструирован и вокзальный ресторан. Площадь здания увеличили и теперь оно могло одновременно принять до 1250 пассажиров, Проект утвердили в 1949 году, реализовали задуманное в лучших традициях сталинского неоклассицизма в 1950. Характерные признаки архитектуры того времени — пилястры и колонны с имитирующим мрамор покрытием и пышными капителями, лепнина на стенах и потолке. На фронтоне главного фасада — герб Литовской ССР. В 1955 году на стене здания установили плиту из белого мрамора с барельефом Ленина и надписью о том, что 7 сентября 1895 года в Вильно приезжал вождь мирового пролетариата и встречался с местными марксистами. Правда, подтвержденных исторических данных о пребывании Ленина в городе не обнаружено. Эта плита снята в 1991 году после восстановления независимости Литвы. С середины 90-х по проектам архитекторов В.Чеканаускаса и П.Кияускаса поэтапно велись работы в правом и левом крыле, в 2003 году завершили реконструкцию центральной части; а в 2005–2007 гг. реновировали подземные переходы. Архитектурная композиция и внешний вид вокзала изменены не были.
Источник: Прибалтийские русские: история в памятниках культуры (1710–2010). – Рига: Институт европейских исследований, 2010.