Патриотизм здорового человека: как советская власть сплотила народ в Великую Отечественную войну
«Железный ветер бил им в лицо, а они все шли вперед, и снова чувство суеверного страха охватывает противника: люди ли шли в атаку, смертны ли они?!» Эти слова выбиты на одной из стен знаменитого Мамаева кургана в Сталинграде. Молодежь, воспитанная в духе великого патриотизма, решительно вступила в смертельную схватку с нацистской агрессией, тысячи из них, не дожидаясь мобилизации, обратились в военкоматы и призывные участки с просьбой послать их на фронт.
Как вспоминает бывший в то время военным комиссаром Ленинграда Ф.Ф. Расторгуев, на мобилизационные пункты, развернутые военкоматами, только в первые два дня войны явились с повестками и без повесток около 100 тыс. ленинградцев, просивших направить их в действующую армию. Среди них были и старые питерские рабочие, участники гражданской войны, и молодежь, и представители всех слоев городского населения.
Люди рвались сражаться с фашистами, на защиту своей Родины. Все это говорит о непоколебимом духе и патриотизме советского народа.
Первыми в открытый бой с врагом вступили пограничники и войска прикрытия границ. Вооруженные главным образом стрелковым оружием, они мужественно встречали врага и в схватках с ним бились до конца. Яркой страницей в историю Великой Отечественной войны вписан подвиг пограничников 3-й заставы Августовского пограничного отряда. Тридцать два пограничника во главе с начальником заставы лейтенантом В.М. Усовым за десять часов первого дня отбили семь яростных атак. Одиннадцатидневные схватки пограничников под командованием старшего лейтенанта М.Е. Максимова, лейтенантов А.В. Лопатина, П.К. Старовойтова, Ф.И. Гусева, А.В. Сачкова, Ф.И. Кузьмина и многих др. составили славную историю первых приграничных боев. Достоин памяти подвиг 23 бойцов 18-го батальона во главе с младшим лейтенантом Н.Г. Зиминым, П.П. Селезневым и старшиной И.Ф. Рохиным, которые двое суток отражали яростные атаки численно превосходящего противника. Они погибли, до конца выполнив свой воинский долг перед Родиной. Подобных примеров было много.
Не случайно 24 июня начальник генерального штаба сухопутных войск Германии генерал-полковник Гальдер в личном дневнике сделал запись: «Следует отметить упорство русских соединений в бою. Имели место случаи, когда гарнизоны дотов взрывали себя вместе с дотами, не желая сдаваться в плен».
Как показывают исторические факты, пропаганда и формирование патриотизма у воинов Красной Армии, всего советского народа шло по двум направлениям. С одной стороны, широкое обращение к историческим подвигам Руси, с другой — разносторонняя, активная и действенная пропаганда героизма советских людей в годы Великой Отечественной войны. Первой к русским патриотическим ценностям обратилась русская православная церковь. 22 июня 1941 г. митрополит Сергий в пасторском послании Христовой православной церкви отметил, что не в первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания.
Высокий патриотизм и озабоченность судьбой Родины с первого дня войны были присущи миллионам советских граждан — тружеников тыла. Проявлением высокого их сознания стала активность в ходе военной мобилизации. Сражавшийся народ представлял собою семью всех наций и народностей. Надежды гитлеровского руководства на раскол нашего общества по национальному признаку не оправдались. Готовность народа защищать Родину проявилась и в формировании народного ополчения. Летом и осенью 1941 г. было создано 60 дивизий, 200 отдельных полков и много подразделений, общая численность которых составляла около 2 млн человек. Массовым стало партизанское движение.
Готовность пойти на фронт выразили многие из отбывавших наказание в местах лишения свободы. 12 июля 1941 г. Президиум Верховного Совета СССР принял указ «Об освобождении от наказания осужденных по некоторым категориям преступлений». Освобождению подлежали лица, осужденные за нарушение трудовой дисциплины, за мелкие кражи на производстве и за хулиганство. 24 ноября 1941 г. действие названного указа было расширено. Дополнительно освобождались осужденные за несвоевременную явку в часть и малозначительные должностные, хозяйственные и воинские преступления, совершенные до начала войны. В последующем подобная практика повторилась в 1942–1943 гг. Всего за три года были освобождены и переданы в действующую армию 975 тыс. человек.
Нельзя утверждать, что все они сражались за существовавший в стране режим, но фактом остается то, что многие из них проявили мужество и героизм, а Бреусову, Ефимову, Матросову, Отставному и Сержантову были присвоены звания Героев Советского Союза.
Под злободневным и понятным лозунгом «Все для фронта, все для победы!» трудились миллионы советских граждан в тылу. Патриотический подъем в сочетании с жесткой централизацией и повышением требовательности во всех сферах производства позволили осуществить в кратчайшие сроки небывалую милитаризацию экономики, максимально мобилизовать ресурсы государства и силы народа, который терпеливо выдерживал трудности и лишения военного лихолетья. Значительная часть населения, особенно молодое поколение, искренне защищала социальные завоевания: гарантированное право на труд и отдых, право на бесплатное образование и медицинское обслуживание и др., то есть то, что связывалось государственной политикой и идеологией с социализмом. У большинства воинов и тружеников тыла исконная любовь к Родине была приумножена социалистическими идеями равенства и социальной справедливости. Этот факт признает даже наш противник.
Бывший гитлеровский генерал Блюментрит, который в звании лейтенанта два года воевал против России в годы Первой мировой войны, отмечал: «Уже сражения июня 1941 г. показали нам, что представляет собой новая Советская Армия. Мы теряли в боях до 50% личного состава... Красная Армия 1941–1945 гг. была гораздо более сильным противником, чем царская армия, ибо она самоотверженно сражалась за идею».
Обращение к священному долгу перед Родиной, ссылки на героическое прошлое русского народа заняли видное место в официальной агитации и пропаганде. Особое внимание в этой работе уделялось разъяснению замечательных боевых традиций российских народов, пропаганде образов прославленных военных деятелей, полководцев и флотоводцев. Возвращались традиции русской армии и атрибуты российской государственности, такие как присвоение частям и соединениям гвардейских званий и почетных наименований. В армии были введены погоны, офицерские и генеральские звания; учреждены ордена с именами славных сынов России. К образам героев прошлого обратились литература и искусство. Однако в патриотическом воспитании основной упор делался на разъяснение текущих событий, пропаганду героики войны, показ истоков и сути подвигов тысяч бойцов и командиров действующей армии, партизан, тружеников тыла. 2 октября 1941 г. была опубликована статья М. И. Калинина «Что значит быть советским патриотом в наши дни», ставшая хорошим подспорьем для практических работников в воспитательной работе c личным составом. В помощь армейским пропагандистам и агитаторам центральные журналы и газеты, фронтовые и дивизионные издания публиковали многочисленные «живые» материалы с фронта на патриотические темы. Военное издательство до марта 1944 г., не считая книг и брошюр на языках народов страны, выпустило около 3,6 тыс. изданий общим тиражом 700 млн экземпляров. В серии «Библиотечка красноармейца» были изданы брошюры о Героях Советского Союза В. В. Талалихине, Г.К. Жукове, С.И. Здоровцеве, П.Т. Харитонове и др. Издательство «Молодая гвардия», кроме серии «Военная библиотечка комсомольца», начало издавать новую «Герои Отечественной войны» из 22 книг. Госполитиздат широко пропагандировал героическую оборону городов, конкретные подвиги бойцов и командиров. Среди книг, ярко повествующих о славных страницах Красной Армии, были «Битва за Москву», «Героический Ленинград», «О героическом Сталинграде», «Орловская битва», «Борьба за Днепр» и др.
Для формирования патриотических чувств, поддержания морального духа у воинов-фронтовиков широко использовались кинофильмы, патриотические песни. Для этого задействовались силы и средства профессиональных творческих коллективов, художественной самодеятельности, наглядной агитации и т.д.
В действующую армию ушли более трети состава Союза писателей СССР. Пламенные публицистические статьи А. Толстого, К. Симонова, Н. Тихонова, Л. Соболева, К. Федина, М. Шолохова, И. Эренбурга и др. пользовались огромной популярностью. Они передавались из рук в руки, обходили передовые линии фронта, они укрепляли сыновнюю любовь к Родине, веру в окончательную победу над врагом, звали на яростную борьбу с ним.
Таким образом, многогранная организаторская, идейно-политическая работа, направленная на формирование патриотизма, опиралась на святые интересы народа о безопасности и независимости своего государства, исторически присущие народам России. Многое делалось в действующей армии и в стране в целом для того, чтобы пробудить и укрепить это благородное качество, наполнить его современным содержанием, жёсткими требованиями бескомпромиссной войны. Ратные подвиги советских патриотов подтверждают их искренность, честность и преданность своему Отечеству. Святая любовь к Родине становилась поистине неисчерпаемым источником силы и духа ее защитников.
Источник: В.С. Олейников, С.А. Козырев. Патриотизм советских людей в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. — важнейший фактор победы и воспитания молодежи // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. — 2015 — N 2. — C. 18–22