Из показаний 9.10.1967 г. бывшего командира 2-го взвода и полувзвода 4-го взвода 2-й роты 45-го полицейского батальона цугвахтмейстера полиции Франца Унзельда
«…Утром мы построились и затем были распределены. Я был включен Кройцером в экзекуционную команду. Я считаю, что в экзекуционной команде было около 40 человек. По моему мнению, кроме членов взвода тяжелых пулеметов там были также члены 2-го взвода и, возможно, и других взводов.
Когда мы прибыли, в овраге слонялось довольно много эсэсовцев. Евреев не было видно. Затем Кройцер установил порядок, по которому каждый раз казнь евреев должны производить два члена экзекуционной команды. Я хочу заметить, что, насколько я помню, всегда должны были стрелять только два человека, вероятно, с автоматами. В течение этого времени другие члены экзекуционной команды сидели в овраге, пока не приходила их очередь быть стрелками. Я считаю, что стрелками были назначены только молодые и кадровые полицейские. Я почти уверен, что речь шла о молодых людях, которые еще не были женаты...
На приводимых Паулюсом гуськом евреях, то есть он их порознь приводил к нам в овраг, было только нижнее белье. Мужчины, женщины, дети подходили по очереди. Они без всякого требования ложились на живот на уже расстрелянных евреев. В связи с этим я хочу заметить, что евреи шли на смерть очень спокойно. Множество стояло на склоне и могло на пути в овраг наблюдать ход казни. Затем людям стреляли в затылок. Каждый раз стрелял только один стрелок. Оба стрелка сменяли друг друга. Среди казненных мною жертв находились мужчины, женщины.
Детей, слава Богу, я не расстреливал. Но я видел, как иногда подходили матери с детьми на руках. Большинство матерей укладывали своих детей и видели, как член экзекуционной команды стрелял в ребенка. Большинство матерей просили стрелков хорошо стрелять».
Barch B 162/6663, Bl. 587ff
Из показаний 17.4.1967 г. бывшего обервахтмейстера охранной полиции резерва в 1-м взводе 2-й роты 45-го резервного полицейского батальона Вильгельма Пюшля
«После того как к майору явились еще два члена 2-й роты 45-го батальона, мы были назначены для подсчета евреев. Мужчины, женщины и дети должны были подсчитываться раздельно. Я получил задание считать детей до приблизительно 14 лет.
В этот момент казнь еще не началась. Теперь я увидел, что часть евреев разделась догола, в то время как другие в нижнем белье идут к месту казни. Жертвы шли друг за другом по тропе прямо мимо нас к месту казни. Детей и младенцев матери несли или вели. Вскоре после того как евреи прошли мимо нас, послышались выстрелы. Насколько я знаю, расстрел продолжался с 9.00 до 16.00.
Сегодня я еще припоминаю, что в этот день я насчитал примерно 1 400 (немногим более 1 400) детей, которые прошли мимо меня».
Barch B 162/6662, Bl. 381-382
Источник: Круглов А. Трагедия Бабьего Яра в немецких документах. — Днепропетровск: Центр «Ткума»; ЧП «Лира ЛТД», 2011.