Из спецсообщения НКГБ Литовской ССР №1/67 в бюро ЦК ВКП(б) по Литве о массовом убийстве немецко-фашистскими захватчиками советских граждан в спецлагере Понеряй (Понары — прим. ред.) 20 января 1944 года.
Как показало следствие, с осени 1941 г. по июль 1944 г. немецко-фашистские палачи и их сообщники расстреляли и сожгли в лагере Понеряй не менее 100 000 советских граждан. Лагерь «обслуживали» литовские добровольцы из состава трех карательных батальонов, дислоцировавшихся в Вильнюсе. Всего в этих подразделениях, созданных немецкими оккупантами в 1941 г., служило около 600 литовцев. Командование батальонов было сформировано также из литовцев, бывших офицеров сметоновской армии. Командиром 1-го полицейского батальона гестапо являлся капитан Амброжунас.
Карательные батальоны гестапо были сформированы немецкими оккупантами в 1941 г. на строго добровольных началах из враждебно настроенных к советской власти элементов для проведения массовых карательных мероприятий против советских граждан.
Специальный лагерь Понеряй был создан немецко-фашистскими захватчиками и их пособниками из числа литовских националистов вскоре после оккупации Вильнюса (в июле 1941 г.), причем массовое убийство советских граждан непосредственно организовывалось гестапо по заранее разработанному плану.
В этой связи арестованный Укринас дал следующие показания:
«В апреле 1943 г. в течение одного дня в специальном лагере Понеряй было уничтожено два эшелона советских граждан, в которых находилось около 5 000 человек. Организатором уничтожения являлось гестапо. Расстрелом советских граждан руководил немец — сотрудник гестапо, фамилию которого я не знаю».
Другой арестованный, Ожялис-Козловский, показал:
«В массовом уничтожении советских граждан я принимал участие в апреле 1943 г. С 7 часов утра и до 5 часов дня было уничтожено два эшелона советских граждан в количестве около 5 000 человек. Убийство советских граждан проводилось следующим образом. Эшелон разгружался повагонно, и люди из каждого вагона в отдельности конвоировались к месту уничтожения. В лагере советских граждан подводили к яме глубиной 4–5 метров и диаметром в 18–20 метров, вырытой конусообразно, и предлагали им раздеться.
Мужчины, женщины и дети всех возрастов раздевались и оставались совершенно обнаженными, после чего им приказывали лечь на землю. Затем 4 немца и я располагались на краю ямы с правой стороны от лежавших советских граждан, а оставшиеся около них немцы и другие литовцы подымали по 7–10 чел[овек] и приказывали бежать в яму. В тот момент, когда они забегали в яму, мы открывали по ним стрельбу из автоматов и винтовок и стреляли до тех пор, пока не уничтожали всех. Такая кровавая оргия продолжалась до полного уничтожения 5 000 советских граждан.
Ям к началу этой операции в специальном лагере Понеряй было заготовлено много, и около каждой из них делалось то же самое и одновременно».
В период войны на территории Литвы действовало до десятка подобных «спецлагерей»...
Источник: Прибалтика. Под знаком свастики (1941–1945). Сборник документов. — М.: Объединенная редакция МВД РФ, Кучково поле, 2009