27 января 1945 г. советские войска вошли в лагерь Освенцим (Аушвиц). В его освобождении принимали участие войска 59-й и 60-й армий 1-го Украинского фронта под командованием Маршала Советского Союза И.С. Конева во взаимодействии с войсками 38-й армии 4-го Украинского фронта под командованием генералполковника И.Е. Петрова в ходе Висло-Одерской операции.
В частично уцелевших бараках-складах освободители обнаружили 1 285 245 мужских и дамских костюмов, 43 255 пар мужской и женской обуви, 13 294 ковра, огромное количество зубных щеток и кисточек для бритья, а также другие мелкие предметы домашнего обихода.
Эсэсовцы и войска вермахта ожесточенно сопротивлялись. 231 советский солдат и офицер погибли в боях за лагерь и его филиалы. Один из участников освобождения лагеря, командир орудия, вспоминал: «Это был единственный бой, когда моя пушка не стреляла. Мы думали о жизни узников».
На штурм лагеря вместе с передовыми частями шли врачи, что было исключением из правил. В воспоминаниях Отари Николаевича Амаглобели читаем: «Конечно, мы слышали об Освенциме, разговоры были… Трудность в чем — ни артиллерия, ни самолеты помочь не могли: узники же. А сопротивлялись эсэсовцы до последнего… До фронта я ни одного покойника не видел, потом насмотрелся. Но в Освенциме — хуже, чем покойники. Это были не люди, только что двигались… Мы три дня стояли в лагере, не только медики, все наши солдаты ухаживали, простыни резали на бинты, кормили-поили».
Более 4 500 узников в первые же часы и дни свободы получили медицинскую помощь. Один из них — немецкий еврей Отто Франк, отец знаменитой Анны Франк. В своем первом письме матери, датированным днем Красной Армии — 23 февраля 1945 г., Отто Франк писал о том, что его освободили и выходили русские. Среди освобожденных были всемирно известный впоследствии итальянский писатель Примо Леви, венгерский физиолог с мировым именем Геза Мансфельд и другие известные деятели науки и культуры.
Лечебным учреждением, развернутым на территории освобожденного концлагеря, руководила Маргарита Жилинская, которая в 1941–1944 гг. была начальником медицинского отделения полевого подвижного госпиталя №737, действовавшего в Ленинграде и Ленинградской области. В годы блокады врачи занимались научным изучением дистрофии, что позволило разработать практические рекомендации, с помощью которых лечение узников освобожденных концлагерей было успешным.
По данным Военно-медицинского музея в Санкт-Петербурге, «смертность среди пациентов подвижного госпиталя в Освенциме была, но невысокая. Большую часть освобожденных узников медикам удалось спасти, самых тяжелых переводили на долечивание в советский Армейский госпиталь для легкораненых, расположенный неподалеку».
Источник: Л.А. Терушкин, С.А. Тиханкина, И.А. Альтман «Освобождение Аушвица (Освенцима) — уникальный пример межнациональной толерантности» // Преподавание военной истории в россии и за рубежом. Сборник статей. — Российское военно-историческое общество, Институт истории и политики МПГУ. 2018