Как в 1939 г. советские войска встречали в Западной Белоруссии, избавленной от польского гнета?
Из интервью с советским партизаном Алексеем Николаевичем Котом:
— Я родился в марте 1928 года километрах в семи от Пинска — Полесского старого городка. У меня в семье были младший брат 1934 года рождения, отец с матерью и бабушка. Судьба у меня очень трудная сложилась. В Империалистическую войну в 1914 году, когда немцы здесь наступали, так у нас фактически полдеревни выехало в Россию. Отец с дедом жили в Самаре, потом вернулись обратно. Люди безземельные, жили бедно. В деревне было где-то полтораста дворов. Здесь же свирепствовали поляки, они очень не любили белорусов.
— В 1939 году, когда пришла Красная Армия, бои с поляками были?
— Нет. Поляки просто ушли. В нашей округе боев не было. Поляки вначале уходили от Красной армии, а позже они уже обратно пошли к Красной Армии. Часть польской армии сдавались нашим красноармейцам.
— Как восприняли в 1939 году приход Советских войск?
— Не только у нас в деревне, но и везде с величайшим почетом и уважением встречали армейские части. Рядом с нашей было еще несколько деревень. Почти каждая деревня успела построить арки, украсить их цветами в сентябре. Независимо от того, пришла туда воинская часть или три-четыре красноармейца, встречали с почетом. По своей инициативе все делали.
Поляки уже удрали.
Жизнь белорусов во время панской Польши была трудной, бесправной, никакого уважения. Любой сопливый поляк, «осадник» (переселенец — прим ред.), отобравший у людей землю, называл нас быдлом. По-польски — скотом. Все остальное складывалось очень неудачно, в частности, с учебой. В деревне стояла четырехклассная школа, учились на польском языке. И не дай бог неправильно назови польское слово.
Учительница была такая тощая — клади руку! — и била березовой палкой. И штаны мокрые, потому что хоть худая, но била больно. А батюшка тоже не дай бог, если только неправильно продекламируешь, сразу за голову и носом в стол. Я эти примеры привел потому, что всё это в детстве складывается и на всю жизнь остается в памяти. Поэтому воссоединение с Советской Белоруссией большинством было встречено абсолютно положительно. И жизнь начала перестраиваться.
— Насколько изменилась жизнь с 1939 по 1941 годы?
— В моей родной деревне и в районе дали возможность учиться. Пришли хорошие учителя, которые не только преподавали грамоту, а учили жизни, уважению к людям. Не бил поп меня носом в стол. Церкви в деревне у нас не было. На три, четыре деревни одна была, она действовала все время, ее не закрывали. Новый поп много людей спас от фашистов, а потом ушел в партизаны и получил партизанский орден. Фамилия его Копычко.
Источник: Я помню