Контекст

«Героя дадим! Сынок, решайся. Киев надо спасать»: история о том, как ликвидатор Чернобыльской АЭС шел на верную смерть

Публицист Владислав Шурыгин рассказывает историю о герое, который шел на верную смерть, спасая Чернобыльскую АЭС от еще более ужасной катастрофы:

«Мне довелось встречаться с человеком, который в апреле 1986 года совершил героический поступок.

Прежде чем на борьбу с разбушевавшимся ядерным реактором, с радиоактивным заражением близлежащих населенных пунктов были брошены полки химзащиты и гражданской обороны, первыми к реактору пошли радиационные разведчики. С земли и с воздуха. Приборы показали страшные цифры. Радиоактивные поля, в которых человек не должен был находиться ни одной секунды. Но находиться вынуждала сама чрезвычайная обстановка. Тем более, что сразу же выяснилась — страшная опасность — под кипящим ядерным реактором скопилось двести-триста тонн воды. 

Прогори днище или нижняя стенка, экологическая катастрофа была бы столь велика, что были бы отравлены Днепр и все подземные водоисточники. А кто-то прогнозировал даже термоядерный взрыв!

Над многими населенными пунктами, в том числе над столицей Украины Киевом, нависла смертельная опасность. Требовалось очень срочно разведать кратчайший подход к этой воде и выяснить возможности ее экстренного удаления из-под реактора. Пройти под реактор можно было в одном месте, которое условно назвали бойлерной. Но к ее железной двери надо было подобрать ключи. Никто толком не знал, какой ключ из связки подойдет. Подрывать дверь, даже малым зарядом, нельзя...

Потребовался специалист, который бы проник в помещение этой бойлерной. При этом вероятность не уцелеть при выполнении этой сложнейшей задачи была очень велика... Капитан полка гражданской обороны Петр Павлович Зборовский в добровольцы не напрашивался, но когда в силу определенных обстоятельств выбор пал на него, отказываться не стал. 

Был у него разговор с самым высоким начальством — с председателем Государственной комиссии и с военачальником в ранге генерала армии или маршала. Напрямую сказали: "Надо спасать Киев! Выполните задание — звание Героя Советского Союза мы вам вытребуем! Решайся, сынок..."

Думалось, конечно, обо всем человеческом. О матери, о детях, о жене. Но ведь и его семья жила в Киеве... Так почему же кто-то должен спасать их, а не он, Петр Зборовский?! "Сделаю все, что сумею", — таким был его ответ. Правда, передавать жене прощальную записку, как ему мудро посоветовал кто-то из комиссии, он не стал... Только срочно и тщательно подготовился к заданию.

То была "ядерная рулетка", и ставка в ней — больше, чем собственная жизнь. Теоретически у него на подбор ключей к бойлерной было тридцать секунд, ну от силы минута (и то в этом "от силы" он уже хватал такую дозу радиации, что рассчитывать на будущую здоровую жизнь не приходилось...). Его подвезли на бронированной машине, по возможности, ближе к дверям "бойлерной"... Он еще при подъезде выбрал в связке свой первый шанс — первый ключ, ну а дальше, как говорится, "война план покажет!".

 Выскочил, подбежал к двери и — чудо — первый же ключ подошел, лязгнула, открылась дверь! Он заскочил вовнутрь, закрыл за собой дверь, и — второе чудо! Уровень радиации в помещении оказался намного ниже наружной.

После его разведки ринулись вперед бойцы полка гражданской обороны, установили насосы и протянули пожарные рукава... можно только догадываться, какой ценой! И воду из-под реактора откачали.

Звезду Героя Петр Зборовский не получил. Представление на звание майора ему, капитану, якобы послали, да и на орден тоже. Через полгода после всего я узнавал в штабе округа, где так долго бродят документы. Штабные чиновники долго выясняли, потом сказали что-то вроде "надо еще подождать" — главное, мол, что офицер остался жив, не погиб ведь...»


Источник: PRIPYAT.com

Читайте также
23 апреля 2019
Подавляющая часть немецких солдат поначалу воспринимала поход в Россию как «туристическую прогулку».
22 апреля 2019
Сегодня уже даже многие российские СМИ пишут о «миллионах изнасилованных немок». Западная пропаганда нашла благодатную почву на постсоветском пространстве. Проблема изнасилований на оккупированной советскими войсками территории Германии действительно была, но речь шла о тысячах, а не миллионах. Эти действия жёстко пресекались со стороны командования Красной Армии.
19 апреля 2019
Рассказ взятых в плен в Крыму командиров 2 и 3 рот 12 батальона 3 румынской горнострелковой дивизии капитана Лазареску и капитана Георгиу.
18 апреля 2019
Киев, Каракас, Вильнюс — везде просматривается один и тот же сценарий. Неизвестные снайперы стреляют по митингующим и противостоящим им правоохранительным формированиям. Толпа разъярена, милиция — демобилизована.