Клайпеда — наша: как советский солдат 79 лет назад освободил один из главных литовских городов
Город Мемель (впоследствии переименованный в г. Клайпеду) был опоясан проволочными заграждениями, противотанковыми рвами, дотами, сплошными минными полями. В самой городе все каменные здания и подвалы были приспособлены к уличным боям. Немцы вели сильный огонь с военных кораблей и из береговых укреплений.
25 января 1945 года советские наблюдатели доложили об обнаружении значительных передвижениях немецких войск из района переднего края, и о начавшихся в Мемеле сильных взрывах. Очевидно, немецкие войска начали отход и эвакуацию гарнизона на косу Курише-Нерунг. Баграмян поставил задачу на следующий день перейти в наступление. 26 января части 4-й ударной армии перешли в наступление на Мемельский укрепрайон с севера. Наступление началось не утром, как обычно, а в 17-00 часов вечера. Немецкие части прикрытия оказывали упорное сопротивление, сдерживая натиск советских войск на заранее подготовленных долговременных рубежах обороны. Вся местность была густо заминирована. Немецкая оборона была густо насыщена артиллерией и миномётами, кроме того, она поддерживалась огнём мощной артиллерийской группировки с косы через пролив. В первый день наступления продвижение советских войск составило 4 километра.
27 января перешли в наступление все части 4-й ударной армии по всей линии фронта. Особенно успешно действовали части 19-го стрелкового корпуса, который атаковал на считавшемся труднодоступном направлении, стремительно прорвал несколько рубежей обороны и к вечеру прорвался на окраины Мемеля.
Весь день 28 января шёл штурм Мемеля, сопровождавшийся уличными боями. И здесь наибольшего успеха достиг 19-й стрелковый корпус, первым пробившийся в центр города, а затем и в порт. В его составе сражалась на улицах города 16-я Литовская стрелковая дивизия. К вечеру противник полностью очистил город и эвакуировал остатки своих войск на косу. Большая часть немецкой тяжелой техники и артиллерии, многочисленные склады были уничтожены в ходе боёв или брошены в связи с невозможностью эвакуации. Но практически вся живая сила была эвакуирована, что подтверждается мизерным количеством захваченных пленных.
Военкор газеты «Правда», описывавший оставленный Мемель, написал: «Создалось впечатление, что в городе нет ни одного жителя. Однако проходя через центр мы услышали радостный крик. Из подвала выбежала какая-то девушка и бросилась к нам:
- Товарищи дорогие, как же мы вас ждали!".
Это была белоруска Анастасия Шпакович, угнанная немцами из Брест-Литовска в Клайпеду. Она познакомила нас еще с несколькими девушками, прятавшимися от немцев в подвале полуразрушенного дома. Все они - из так называемого "трудового лагеря", куда было согнано около 300 советских девушек».
Чтобы сорвать дальнейший отход и нанести немецким частям максимальный урон, было принято решение форсировать пролив, высадить советские части на косе Курише-Нерунг и разгромить противника на её северной оконечности. В ночь на 30 января на плацдарм удалось перебросить части 344-й стрелковой дивизии. С 30 января началось очищение косы. Продвигаясь по узкой косе (ширина от 1 до 3,8 км) на юг, советские войска преодолевали сплошные траншеи от берега до берега, лесные завалы, густые минные поля. Немцы часто контратаковали — только за сутки 1 февраля были отбиты 4 контратаки. Однако наступление продолжалось и 4 февраля наступавшие части овладели населенным пунктом Заркау у южного окончания косы и соединились с частями 3-го Белорусского фронта. Так Куршская коса была полностью очищена от немецких войск.
Источник: Всё о Второй мировой