«Таежный медведь» Бывалов: когда закончилась патронная лента, схватил пулемет и принялся крушить японских самураев в рукопашной
В 181-м особом разведывательном отряде Северного флота служили одни из самых сильных советских бойцов-рукопашников, от ударов которых разлетались по сторонам горные егеря — элита немецких войск. Возглавлял отряд дважды герой СССР Виктор Леонов. Вот так он описывает одного из своих бойцов:
«Сергей Бывалов — мощный, угловатый, с виду неповоротливый — медведь таежный, да и только. Ему и личное оружие определили — пулемет. Бывалов, как и все, кто решил до конца связать свою судьбу с отрядом, упорно трудился, закаляя себя как разведчика. Сергей никогда не ныл, не раскисал, все трудности и опасности переносил спокойно. Но о нем говорили — хороший пулеметчик, и всё. Да и где с пулеметом можно отличиться? Другие снимают часовых, дерутся врукопашную, а он только прикрывает действия товарищей своим огнем. Однако Сергей становился заметной фигурой, когда нам приходилось отбивать атаки егерей. Его уверенность, спокойствие хорошо влияли на разведчиков; будто шутя, но не без определенного смысла, они часто поговаривали: «Если Сергей с нами, врагам до нас не добраться, он их к нам не допустит».
Уже на Дальнем Востоке, в корейском городе Сейсин, мы попали в тяжелое положение. Нам предстояло занять один из трех портов Сейсина для обеспечения высадки бригады морской пехоты. Мы действовали решительно и сумели прорваться к центру города. Во многом этому успеху помог пулемет Бывалова. Сергей проявил очень большую активность. То он поддерживает атаку одной группы, и вдруг уже бьет японцев совсем в другом районе, потом в третьем — создалось впечатление, что у нас очень много пулеметов, и японцы дрогнули. А когда поняли, что нас мало, они попытались перейти в атаку, но им помешала наступившая темнота.
С рассветом мы решительно пошли на штурм центра города. Самый тяжелый бой завязался на шоссейном мосту. Японцы бежали на нас толпой. Здесь действовал закон стада. Передние падали от нашего огня, но под давлением массы по их трупам бежали другие.
Дело дошло до рукопашной. Отчаянно труся, самураи часто падали, еще не получив удара, но их место занимали другие. Нам было тяжело. Разведчики, уничтожая врагов, вынуждены были медленно отступать. Положение усложнялось. Если бы японцам удалось вытеснить нас с моста, они бы мгновенно заняли прилегающие к набережной дома, и отряд оказался бы в незавидном положении.
И тут на мосту появился Сергей Бывалов. Он встал во весь рост и в упор короткими очередями начал расстреливать самураев из своего пулемета. Японцы шарахались от него, как от чумы, падали, а он, поливая их свинцом, шел вперед, в самую гущу боя. Разведчики, пользуясь поддержкой его пулемета, стали бросать гранаты в середину толпы, сея панику среди тех, кто еще не видел результата схватки. Сергей стрелял расчетливо, экономя каждый патрон, но все равно боезапас кончился. Оцепеневшие японцы смотрели на Бывалова, ждали и, поняв наконец, что он не может больше стрелять, с дикими криками бросились на него. Тогда Сергей, схватив пулемет за ствол, стал им крушить, как дубинкой, ревущую толпу врагов. Японцы попятились, повернулись и бросились наутек. Атака врага была отбита.
Источник: Леонов В. Н. Уроки мужества/ В.Н. Леонов. — М.: Молодая гвардия, 1975