Партизан: попробуй распознай бандеровца, заходишь в хату — лежит мужик на печи, притворяется больным
Легендарный советский партизан Михаил Шукаев в 1944 г. в составе партизанского отряда оказался на Западной Украине. Вот такие воспоминания он оставил в своем дневнике:
6 февраля 1944 г.
Прошли с[ела] Будки, Гурбы и Майданская Гута. В этом с[еле] к нашему приходу жителей по домам почти не было, они под покровительством и агитацией бандеровцев ушли в лес, а затем, видя, что партизаны народ более культурный и вежливый, чем немцы и бандеровцы, один по одному пришли домой, даже и мужчины, и, может быть, и заядлые бандеровцы.
Бандеровца очень трудно определить, кто он: или безвинный житель, или вояка националистов, — заходишь в хату, он лежит на койке, оружия при нем нет — запрятано, иногда притворится больным.
7 февраля 1944 г.
Наша разведка, да и другие подразделения ежедневно теряют по 3–5 чел[овек] убитых или без вести пропавших. Это лишь потому, что мы находимся в районе сильного бандеровского движения, эти бандеры постоянно обстреливают наши малые группы.
13 февраля 1944 г.
Прошли с[ела] Кшивчики, Вишневец и остановились в селах Латушно и Ростоки. Проезжая через Вишневец, видели, как горели лучшие здания, подожженные вчера ушедшими немцами.
В с[еле] Ростоки нас обстреляли бандеровцы, наши партизаны убили 3-х бандеровцев и взяли в плен 4-х, взяли у них пулемет с немецкого самолета, парашют немецкий и несколько винтовок.
Последнее время соединение питается исключительно за счет обнаруживаемых складов бандеровцев, которые все запасы продовольствия, как-то: мука, зерно, овес, картофель, сало, масло, колбаса и даже водка, сахар и другое, хранят в ямах на окраинах сел.
16 февраля 1944 г.
Прошли с[ела] Чесновка, Малый Раковец, Вышгрудок и остановились в с[еле] Буглув.
В этих селах постоянно нашу разведку обстреливают бандеровцы. Боя они, как правило, не принимают — разбегаются.
17 февраля 1944 г.
3-й полк направил на самостоятельный проход на юг, придав ему радиостанцию.
Трудность прохода заключается не только в скоплении войск противника, но и в населении, через которое нужно пройти, — бандеровцы. Эти бандиты постоянно оповещают немцев о нашем продвижении.
Малой группой можно было бы пройти незаметно, но, обратно, такую группу разобьют бандеровцы.
27 февраля 1944 г.
В с[еле] Гнездычна бандеровцы убили нашего старшину Сумарева и трех бойцов, ездивших на хозяйственную операцию. Выслал туда отряд на этих бандитов, но безрезультатно — они скрылись в неизвестном направлении.
22 марта 1944 г.
Прошли села Немяч, Поликровы, Малениска, Литовиско, Пеняки, Гуциско-Пеняцке и Гута-Пеняцка.
Остановились в лесу недалеко от с[ела] Гута-Пеняцка. Это село на днях сожгли бандеровцы, в нем не осталось ни одного дома, кроме церкви. Все население (поляки) было перерезано и сожжено. Еще сейчас осталось две ямы трупов польского населения, незарытые, они лежат в беспорядке. Эти звери — националисты ни за что губят людей из мирного населения. Такая участь постигла и население с [ела] Гута-Верхобузка.
Источник: Партизанская война на Украине. Дневники командиров партизанских отрядов и соединений. 1941-1944. — М.: Центрполиграф, 2010