Роза Шанина родилась в 1925 году. Родом была из Архангельской области. В 14-лет, решив учиться, наперекор воле родителей она ушла из дому и, прошагав 200 километров по тайге до железной дороги, приехала в Архангельск. Поступила в педагогический техникум. А когда началась война, пошла в военкомат проситься на фронт. Отказали: ей было всего 16 лет.
Роза вступила в отряд Всеобуча, но не проходило недели, чтобы не зашла она в военкомат. Снова и снова, испробовав, казалось, уже все методы: и убеждения, и уговоры, и слёзы, доказывала, что место её только на фронте. В военкомате, поразившись её настойчивости, наконец сдались и направили Розу в Центральную женскую снайперскую школу в Москву.
Вскоре она закончила учёбу и получила направление на фронт.
Первый выстрел Розы прозвучал 5 апреля 1944 года юго-восточнее Витебска. Он был точен. А через месяц на её счету было уже 17 уничтоженных фашистов. За храбрость и боевые заслуги её наградили орденом Славы 3-й степени.
В июне 1944 г. Шанина принимала участие в операции «Багратион» по освобождению Белоруссии под Витебском, участвовала в боях под Вильнюсом.
В печати то и дело появлялись портреты Розы Шаниной и рассказы о её невероятной смелости поступках.
Осенью 1944 г. войска 3-го Белорусского фронта приступили к освобождению Восточной Пруссии. Р. Шанина, воевавшая в составе 707-го стрелкового полка, и ее взвод продолжали выслеживать и уничтожать вражеских солдат. За мужество и героизм была в том же году награждена орденам Славы II и I степени и медалью «За отвагу».
Сколько всего ей удалось уничтожить нацистов, сказать трудно. Подтвержденных уничтоженных вражеских солдат и офицеров на счету Шаниной записано 59. В действительности это число значительно больше. Американские и канадские газеты, писавшие о Розе Шаниной, называли ее «невидимым ужасом Восточной Пруссии».
...30 января 1945 года редактору газеты 5-й армии «Уничтожим врага!» П. Молчанову сообщили, что Роза тяжело ранена в бою. Рана оказалась смертельной. Когда он добрался до госпиталя, Розу уже похоронили. Среди её личных вещей лежал фронтовой дневник — 3 толстые записные книжки.
8 августа. Я недавно ушла в самоволку. Случайно отстала от роты на переправе. И не стала искать её. Добрые люди сказали, что из тыла отлучаться на передний край не есть преступление. А я знала, что наша учебная рота не пойдёт в наступление, а поплетётся сзади. Мне же нужно быть на передовой, увидеть своими глазами, какая она, настоящая война. И потом, как было искать свою роту? Кругом, по лесам и болотам, шатались немцы. Одной ходить опасно. Я и пошла за батальоном, который направлялся на передовую, и в этот же день побывала в бою. Рядом со мной гибли люди. Я стреляла, и удачно. А после 3-х взяла в плен... здоровых таких фашистов.
Я счастлива! Хотя за самоволку меня отчитали, даже получила комсомольское взыскание — поставили на вид.
Из письма к П. Молчанову.
31 августа 1944 года. Слава богу, наконец мы снова в бою. Все ходили на передовую. Счёт увеличивается. У меня самый большой — 42 убитых гитлеровца, у Екимовой — 28, у Николаевой — 24.
Из письма к П. Молчанову.
18 октября. Атаки. Наконец-то пересекли германскую границу. Наступаем на немецкой территории. Пленные. Убитые. Раненые. Атаковали дот. Взяли ещё 27 пленных: 14 офицеров. Крепко сопротивлялись. Иду «домой», в свой взвод.
Из дневника Р. Е. Шаниной.
7 ноября. Опять была на передовой. А в это время, оказывается, приезжал фоторепортёр из Москвы. Генерал вызывал меня, а я неизвестно где. Сегодня встретила Генерала, и он отругал меня.
Получила письмо из Архангельска. Земляки видели в журнале мой портрет и пишут, что гордятся моими подвигами. Но меня слишком переоценили. Я делаю лишь то, что обязан делать каждый советский воин. Ордена Славы для меня — это слишком много [Прим.: Роза Шанина первой из девушек, сражавшихся в войсках 3-го Белорусского фронта, была удостоена орденов Славы 3-й и 2-й степени].
Из дневника Р. Е. Шаниной.
24 января 1945 года. Давно не писала, было некогда. Двое суток шли ужасные бои. Гитлеровцы заполнили траншеи и защищаются осатанело. Из-за сильного огня приходится ездить в самоходках, но стрелять удается редко. Невозможно высунуться из люка.
Последняя запись в дневнике Р. Е. Шаниной.
Источник: Снайперы. — М.: Молодая гвардия, 1976.