Контекст

Как шведы прибалтийских националистов во время войны вывозили

Представляем на Ваш суд архивный документ советской разведки, который наглядно показывает, как прибалтийские националисты бежали в Швецию. В свете такой истории современная антироссийская политика шведов не вызывает удивление.

1945 г. Справка Первого управления НКГБ СССР. Совершенно секретно.

СОДЕЙСТВИЕ ШВЕДОВ В ВЫВОЗЕ ПРИБАЛТИЙСКИХ НАЦИОНАЛИСТОВ И НЕМЕЦКИХ АГЕНТОВ В ШВЕЦИЮ

До начала наступления Красной Армии нa Прибалтику число эмигрантов, бежавших из Прибалтики в Швецию, было относительно невелико. Однако с наступлением Красной Армии на Прибалтику поток беженцев в Швецию резко увеличился. Немцы, видя неизбежность потери Прибалтики и невозможность эвакуировать всех лиц, которые так или иначе сотрудничали с ними, не только ослабили контроль на побережье, но даже способствовали бегству в Швецию лиц, в спасении которых они были заинтересованы.

Особенно активную деятельность по организации эмигрантского потока развили эстонские националисты. С целью отбора лиц, подлежащих эвакуации, они направляли в Эстонию специальных людей, которые проводили соответствующую работу на территории Эстонии по эвакуации националистических элементов. Этой деятельностью pyководил бывший эстонский посланник в Швеции ЛАРЕТЕЙ.

 «Общества помощи», созданные прибалтийскими эмигрантами при участии шведов, открыли специальные бюро, которые за различные суммы перевозят из Прибалтики ближайших родственников эмигрантов. В одном из таких бюро стоимость перевозки одного человека из Прибалтики была определена в 200 крон. Шведские власти дали разрешение на такого рода переброску населения из Прибалтики.

Для перевозок эмигрантов, бегущих из Прибалтики, использовались шведские суда и буксиры, в том числе пароходы «Густав», «Энге», «Хинц», «Вирро», шхуна «Юхан» и др. Кроме того, шведы охотно продавали прибалтийским эмигрантам свои суда для перевозки беженцев из Прибалтики.

Шведское правительство и шведские военные власти снабжали суда, занимающиеся перевозкой беженцев, горючим и продовольствием.

В результате к октябрю 1944 года в Швеции оказалось, по данным самих шведов около 25 тысяч прибалтийских беженцев, в том числе эстонцев около 23 тыс., латышей около 2 тыс. и несколько сот литовцев.

 В июне 1944 года шведское правительство создало специальное управление — «Государственную комиссию по делам беженцев».

В действительности эта комиссия является полицейским органом, который пытается скрыть от шведской общественности настоящее лицо беженцев. Официально в функции комиссии входит размещение беженцев, их трудовое устройство, выдача паспортов, определение на жительство и контроль за их поведением.

 Шведская полиция, занимающаяся вопросами беженцев, рекомендует некоторым прибалтийским беженцам менять свои фамилии, «чтобы избежать неприятностей в будущем». Так, нaпример, по настоянию шведской полиции латыш БАБУЛИС и латышка ШЕБШЕЛОВИЧ переменили свои фамилии на фамилию АНДЕРСЕН.

Шведские власти всякими способами стараются скрыть свое активное участие в вывозе прибалтийского населения в Швецию. Так, суда, отправляющиеся в Прибалтику, регистрируются якобы для отправки в Финляндию. Разрешая прибалтийским эмигрантам рейсы в Прибалтику, шведские власти требуют от них сохранение этого в тайне и предупреждают, что в случае недоразумений они будут ссылаться на «частную инициативу» эмигрантов.

 Источник: Прибалтика и геополитика. 1935 -1945. М.: Вече, 2020

Читайте также
14 ноября 2023
Ночью наш курсантский взвод поднят по тревоге. На улице еще темно. Нами руководят два оперативника МГБ. Рядом с ними немолодой мужчина в штатском с каким-то странным выражением лица.
15 ноября 2023
Безвестный бандеровец в «аналитическом» отчете характеризовал стиль правления румынских властей в 1940-х гг. как нелепый
16 ноября 2023
В одном из музеев Ташкента хранится письмо майора Красной Армии Фёдора Трофимова своей супруге Зельде Михлиной, отправленное в Ташкент из Эстонии, и несколько приложенных к нему фотографий. В письме он описывает впечатления от посещения лагеря смерти «Клоога».
17 ноября 2023
В победном 1945 году с наступлением ночи «лесные братья» становились полновластными хозяевами литовских земель. Особенно это было характерно для сельской местности, но и в городах было «жарко».