Контекст

«В бандеровских схронах хорошо было прятаться, но не воевать»: как советские спецы штурмовали подземные убежища украинских националистов

Источник изображения: Офицеры МГБ СССР ведут переговоры с бандеровцами, блокированными в подземном бункере. 1946 год

В схронах хорошо было прятаться, но не воевать. Обороноспособность различных «крыивок» и бункеров была очень ограниченной, она обрекала бандеровцев на пассивное сопротивление и почти гарантированную гибель при обнаружении. Поэтому бандеровцы часто минировали свои тайные убежища, чтобы в случае, если не удается пробиться через основной или запасной выходы, уничтожить себя.

Это было тем более актуально, потому что советские военные постоянно совершенствовали приемы и методы борьбы с бандеровцами.

Буквально за несколько лет советские спецслужбы разработали комплекс мер по обнаружению и захвату бункеров, домов и лесных укрытий бандеровцев. К примеру, в 1952 году в подразделениях МГБ, дислоцированных в окрестностях Дрогобыча, в программе подготовки был курс подобных занятий. Сотрудники госбезопасности отрабатывали действия группами по 10–12 бойцов из числа наиболее опытных солдат и сержантов.

При поиске тайников подразделения советской армии и МГБ действовали тонко. Оперативно-розыскные группы могли, например, демонстративно покинуть район поисков или населенный пункт, чтобы расслабившиеся бандеровцы, выйдя из схронов, попали в засаду.

Для поиска бункеров военные использовали и массовые прочесывания подозрительных районов. При обнаружении «крыивки» бойцы не торопились идти на штурм — они забрасывали укрытие газовыми гранатами или сигнальными ракетами, дававшими много дыма. После в схрон запускали служебную собаку для выявления живых или активных подпольщиков. За псом мог следовать либо солдат в противогазе, либо чучело в военной плащ-накидке, которое вталкивали внутрь для выявления ответной реакции.

Также советские спецслужбы активно использовали для уничтожения бандеровцев в укрытиях специальный отравляющий газ Нептун-7/93. А в начале 1950-х на вооружение оперативно-боевых групп поступило новое спецсредство Тайфун — снотворный газ мгновенного действия, который переносили в небольших баллонах и старались направить внутрь схронов через вентиляционные отверстия.

Для обнаружение «крыивок» порой использовали и такой экстравагантный способ, как обработка обуви специальным химическим препаратом Нептун-22, чтобы по запаху следов легко прошли служебные собаки. Эти сапоги или башмаки сотрудники госбезопасности передавали курьерам повстанцев через своих агентов в подполье.

Тем же путем — через тайных сотрудников — советские органы доставляли в схроны и мины-сюрпризы, чаще всего замаскированные под такие необходимые повстанцам предметы, как радиобатареи.

Одним из подобных взрывных устройств 11 декабря 1951 года в селе Радомышль Луцкого района был подорван заместитель руководителя краевого провода Москва на Волыни Иван Троцюк с охраной. В том же году мина-сюрприз, доставленная курьером-агентом под видом почты, уничтожила референта службы безопасности Тернопольского окружного провода Шляха и двоих его охранников, останки которых разбросало в радиусе 25 м.

Источник: украинский еженедельный общественно-политический журнал Корреспондент

Читайте также
12 июля
Поступил однажды сигнал, что в село Рожиск зашли бандиты, и мы сразу отправились туда на машине. В то село недавно приехали две учительницы начальной школы, молодые девушки, так эти сволочи их изнасиловали, издевались над ними. К счастью, убить их бандиты не успели, потому что услышали шум подъезжающей нашей машины и убежали.
11 июля
Кульминация расправы случилась ровно 81 год назад. В трех районах Волынской области УССР отряды УПА* разом атаковали 99 польских поселений, неся смерть сотням ни в чем не повинных семей.
10 июля
Из протокола допроса члена ОУН* Кутковца И.Т. о деятельности ОУН-Бандеры на Западной Украине в 1939—1943 гг. и создании УПА*
12 июля
ёнигсберг в Восточной Пруссии в годы войны был центром работорговли. На территории города и окрестностей действовало не менее 56 специализированных лагерей, в которых советские граждане и военнопленные содержались в нечеловеческих условиях: их лишали пищи, проводили эксперименты, подвергали избиениям и жестоким пыткам, а также использовали как рабов.