Контекст

Рижский погром

Гитлеровцы полностью заняли Ригу 1 июля 1941 г. Их вступление в город сопровождалось массированной антисемитской пропагандой, которую передавало радио, оказавшееся в руках коллаборационистов, после того как Красная армия оставила город. 

«Истинные латыши» призывались к уничтожению «внутреннего врага», под которым подразумевались советские активисты и члены их семей, а также все евреи независимо от их политических убеждений.

Германские войска были с цветами и «хлебом-солью» встречены некоторыми прогермански настроенными рижанами, устроившими шествия в национальных костюмах с германскими и латвийскими флагами и народные гулянья. Флагами были также украшены здания. Большинство рижских евреев в эти дни боялись даже выходить на улицу.

Антиеврейские мероприятия в Риге начались в ночь на 2 июля. Как и во всех оккупированных городах, было объявлено о конфискации еврейской частной и общественной собственности, запрете для евреев пользоваться общественным транспортом, введении для них трудовой повинности…

Аресты сочетались с принудительными работами, избиениями и изнасилованиями. Изнасилованных еврейских женщин коллаборационисты спешили расстрелять, опасаясь обвинений со стороны нацистов в осквернении «чистоты арийской расы».

В префектуре и в Центральной тюрьме арестованных евреев подвергали изощренным издевательствам, а молодые женщины становились жертвами садистских сексуальных извращений полицаев; затем арестованных отвозили на расстрел. Яркое отражение эти зверства получили в воспоминаниях ряда очевидцев. Приведем здесь только два свидетельства.

Фрида Михельсон: «Сотни евреев в первые дни были приведены в префектуру единственно с целью издевательств и насилия.

Убеленных сединой бородатых стариков под дулами пистолетов заставляли… плясать и распевать советские песни...

Некоторые из женщин от ужаса сходили с ума».

Георг Фридман: «В какой-то момент вошел один полицейский и сунул мне в руки какую-то подушку. Подушка эта была мокрая, красная — вся пропитана кровью... Сунув ее мне, он громко пояснил:

– Эта подушка пропитана кровью наших латышей, пролитой вами – евреями и коммунистами. Высасывай эту кровь и передавай дальше».

4 июля лицами из «команды Арайса» и вспомогательной полиции при стечении зевак были сожжены несколько рижских еврейских культовых строений вместе с согнанными в них евреями.

В Большой хоральной синагоге были заживо сожжены евреи (наиболее часто встречающаяся в литературе цифра – около 400 человек), среди которых было много беженцев из Литвы, в том числе дети.

При сожжении синагог «Райсише-миньяним» и Старо-Новой ряд евреев отказались демонстративно надругаться над свитками Торы; пытавшихся сопротивляться или выпрыгнуть из охваченных огнем зданий коллаборационисты убивали дубинками.

 

Источник: Смирин Г. Евреи Риги в период нацистской оккупации (1941–1945 гг.)