Даже немцы удивлялись их жестокости: латышские и эстонские полицаи на новгородчине и псковщине
Одним из лозунгов, выдвинутых нацистской пропагандой в начальный период войны против Советского Союза, был следующий: «Крестовый поход народов Европы против ига жидо-большевизма». Гитлеровцы стремились максимально разыграть национальную карту, привлекая на свою сторону жителей союзных республик. Особо нацистами выделялась Прибалтика.
Так, в течение 1942–1944 гг. на территории Новгородчины и Псковщины действовали несколько крупных латышских полицейских формирований. Немцы зачастую поручали им наиболее грязную и кровавую «работу». Пережившие это страшное время крестьяне Псковщины рассказывали, что немцы перед своим уходом предупреждали их о том, что следует спасаться и уходить из деревень, поскольку «скоро придут эстонцы и латыши и сожгут всех».
В октябре 1943 г. подразделения 37-го эстонского полицейского батальона во главе с Э. Оодлой и Э. Пихном сожгли вместе с жителями деревню Ланёва Гора — за «связь с партизанами».
Чудом спасшаяся А.И. Данилова рассказывала:
«Каратели окружили деревню. Все — кто куда. Мы кинулись в окоп, тут, за домами. Пять семей нас было. И, может быть, уцелели бы, но ребятишки от страха плакали и нас выдали. Согнали всех к колодцу. Поставили пулемет. С нами говорили по-русски, а меж собой — по-эстонски. А потом приказали расходиться по домам. Как вошли в дом, нас — к стенке меж окон — и давай стрелять. Маму с отцом сразу убили, меня ранили. Когда дом загорелся, я в окно выползла».
Всего в этой деревне эстонские каратели уничтожили 63 человека. Среди них 29 детей.
Одно из мест массового уничтожения мирного населения и пленных красноармейцев на Северо-Западе России находилось в деревне Жестяная Горка Батецкого района. Карательный отряд, дислоцировавшийся здесь, был укомплектован в основном жителями Латвии. Уже в первые месяцы после освобождения, в 1944 г., советской стороной стали собираться свидетельства о фактах массовых расстрелов.
Так, свидетель И.М. Большаков показал:
«В нашей деревне Жестяная Горка, в которой я проживал в период оккупации, находился карательный отряд немецких войск СС в течение более чем двух лет, в 1941–1943 гг. Отряд производил аресты мирных советских граждан — коммунистов, активистов, партизан и военнопленных Красной Армии — и массовые расстрелы арестованных лиц… За деревней Жестяная Горка расположены 4 ямы с трупами захороненных людей».
В акте комиссии по содействию в работе ЧГК, составленном в декабре 1944 г., отмечалось:
«Находившийся в названной деревне отряд войск СС на протяжении времени с октября 1941 года по 1943 год производил массовые аресты и расстрелы советских граждан, коммунистов, советских активистов и военнопленных красноармейцев. Каратели советских граждан после ареста привозили группами и в одиночку в деревню Жестяная Горка. Здесь некоторым из арестованных производился короткий допрос с пытками. Часть людей без допроса сразу же расстреливали. Трупы расстрелянных граждан складывали по порядку в заранее приготовленные ямы, засыпали тонким слоем снега, а потом расстреливали новых и хоронили в те же ямы. Расстрел производился в полукилометре за деревней Жестяная Горка, левее дороги, идущей из деревни».
Источник: Ковалев Б.Н. Участие национальных коллаборационистских формирований в карательных акциях на Северо-Западе России (1941–1944 гг.). // Вестник Новгородского государственного университета. — 2011 — № 3. С. 42–45