«Тонька-пулемётчица»: расстреляла 1,5 тыс. партизан, а потом скрылась, став ветераном войны
В ноябре 1978 г. Брянский областной суд разбирал самое, пожалуй, громкое в своей послевоенной истории дело. На скамье подсудимых оказалась женщина-палач, «Тонька-пулеметчица», служившая в годы немецкой оккупации исполнителем смертных приговоров в Локотском административном округе Брянской области.
Антонина Макаровна Макарова (Панфилова) родилась в 1923 г. в Москве, где гостила тогда ее мать. Росла Антонина в деревне Малая Волковка Сычевского района Смоленской области, в многодетной крестьянской семье. После того, как Антонина закончила школу-семилетку, семья переехала в Москвскую область. Макарова же стала жить в самой Москве, у тетки.
Работала в заводской столовой. В августе 1941 г. Кировский райвоенкомат Москвы направил Макарову «как комсомолку» в воинскую часть вольнонаемной буфетчицей.
Под Вязьмой осенью 1941 г. Макарова попала к немцам в плен.
Во время бомбежки Макарова воспользовалась суматохой, смешалась с группой мирных жителей и бежала из лагеря. Компанию ей составил солдат-окруженец Николай Федчук. Три месяца они скитались по лесам и в январе 1942 г. (или декабре 1941 г.) вышли к д. Красный Колодезь близ Локтя (ныне поселок Красный Колодец Брасовского района Брянской области).
Здесь Макарову арестовал патруль самообороны коллаборационистов и доставил в Локоть, где орудовала банда Каминского, перешедшая на сторону нацистов.
После короткого допроса Антонину позвали служить в локотскую милицию, где работали предатели-коллаборационисты: 30 марок в месяц, теплый угол и бесплатное питание.
Однажды во время антипартизанской операции Антонина дала по ошибке очередь из пулемета по начальнику районной милиции. Однако ленту заело, и начальник остался жив.
После этого Макарову перевели вместе с пулеметом в локотскую окружную тюрьму, расстреливать. Дело это 19-летней советской девушке, не обремененной особенными нравственными «предрассудками», понравилось: она валила приговоренных очередью из пулемета, потом добивала раненных из револьвера, если что-то из вещей казненных приглянется – грабила покойников. Б
ыстро Антонина сделалась в локотской тюрьме незаменимым человеком, потому что никто из бойцов бригады Каминского не соглашался расстреливать партизан и членов их семей. По некоторым данным, она расстреляла около 1500 человек.
Когда летом 1943 г. фронт приблизился к Локтю, Тонька без ведома тюремного начальства сбежала на запад. По одним данным – с немецким поваром-ефрейтором, по другим – со знакомыми немцами-связистами. В Польше Макарова оказалась в лагере для гражданских лиц. Потом ее вывезли в общем эшелоне в Восточную Пруссию, определили на завод. Здесь она вновь растворилась, как в 1941-м, в массе «остарбайтеров».
После прихода Красной армии Макарова прошла смершевскую фильтрацию, назвавшись медсестрой. Была принята на службу в запасный стрелковый полк вольнонаемной прачкой, потом санитаркой в кенигсбергский госпиталь.
В госпитале познакомилась с выздоравливающим после ранения офицером, вышла за него замуж, взяла фамилию мужа – Гинзбург – и уехала с ним в г. Лепель Витебской области.
Через 10 лет о существовании «Тоньки-пулеметчицы» сообщил брянским чекистам на допросе бывший начальник окружной Локотской тюрьмы Иванов-Иванин. Макарову объявили во всесоюзный розыск в 1955 г. Безрезультатно проверили около 20 человек. В октябре 1965 г. смирились с тем, что Макарову не найти – ведь она наверняка вышла замуж и сменила фамилию – и прекратили ее розыск… «в связи со смертью».
И вот, по воспоминаниям руководившего группой розыска Макаровой офицера УКГБ по Брянской области П.Головачева, в марте 1977 г. один полковник министерства обороны оформлял допуск на выезд в загранкомандировку: «В анкете о родственниках указал, что в белорусском городе Лепель проживает его сестра Гинзбург, в девичестве Макарова Антонина Макаровна.
Во время войны находилась в плену». Старое дело достали из архива…
В Лепеле Макарова-Гинзбург была уважаемым человеком: мать двоих детей, документы участника войны, юбилейные медали, портрет на доске почета, муж фронтовик и брат полковник…
Около года ее не решались потревожить: готовили свидетельскую базу, привозили для опознания загримированных женщин, сталкивавшихся с Тонькой в оккупированном Локте, устанавливали факты ее преступлений, биографические данные. Наконец, после четвертого негласного опознания Макарову-Гинзбург 2 июня 1978 г. задержали.
В камере к Макаровой-Гинзбург подсадили женщину, сумевшую ее разговорить. Тонька-пулеметчица поведала и о расстрелах, и об интимных подробностях своей лихой жизни в Локте, и даже о кладе, будто бы спрятанном ею в Кенигсберге.
О своей судьбе Антонина Макаровна рассуждала самым незамысловатым образом: «Ну, дадут мне года три. Отсижу, домой возвращаться смысла нет. После срока устроюсь надзирателем в тюрьме».
20 ноября 1978 года Гинзбург Антонина Макаровна Судебной коллегией по уголовным делам Брянского областного суда была приговорена к расстрелу
11 августа 1979 г. «Тонька-пулеметчица» была расстреляна. Это был один из немногих случаев, когда в СССР казнили женщину
Источник: Соловьев Ю. П. Краткий очерк истории судоустройства на Брянской земле. — Брянск: Ладомир, 2014.