«Если порог в доме свежеокрашен, значит, под ним схрон»: как советские спецы находили бандеровские схроны в домах
Из воспоминаний Виктора Владимировича Тупикова, которого после войны отправили служить в Львовскую область в 332-й стрелковый полк МВД:
[…] Этот полк в свое время отличился в боях за Гданьск и получил почетное наименование «Гданьский». Из Польши этот полк вернули на Западную Украину, где ему предстояло бороться с украинскими националистами. Из Львова нас стали распределять по батальонам полка, которые дислоцировались в различных местах. Я, например, попал в город Самбор, где располагался третий батальон 332-го полка.
— Что из себя представляли ОУНовцы*: во что они были одеты, чем вооружены?
— Четкой формы у них не было, каждый был одет во что-то свое. Одежда их, как правило, была легкой, не сковывающей движений: на ком-то был френч, на ком-то обычная телогрейка. Очень любили они одеваться в немецкую форму, недостатка в которой, видимо, не ощущали. Это их пристрастие было нам на руку: по немецкой форме мы их легко отличали. Из вооружения они предпочитали автоматы, как правило, немецкие, которые были небольшими и удобными.
— Бандеровцы проводили акции устрашения, убивая тех, кто работал на советскую власть. У вас на участке были такие случаи?
— Когда убивали активистов? Ой, да сколько угодно! Двоих активистов убили, которые участвовали в создании колхозов. Причем расстреляли их дома, прямо на глазах у жен и детей, а уходя на дверь повесили листовку, в которой указали, что «здесь жил предатель украинского народа».
— Как обнаруживали бандитские схроны?
— Путем поиска. Уже был наработан опыт по их обнаружению, да и мы сами с каждым разом узнавали что-то новое для себя. Оцеплялся, как правило, дом или целый хутор и по два человека отправлялись во двор на проверку. У каждого был длинный щуп из толстой проволоки, чтобы можно было поглубже проткнуть, скажем, стог сена, копну или подозрительный мешок.
Часто были случаи, когда ткнешь мешок, а оттуда с визгом кто-нибудь выскакивает. Очень любили бандиты прятаться в копнах, собранных на поле во время уборки. Входы в схроны они тщательно маскировали. Я, например, несколько раз встречал, что вход в схрон был замаскирован в доме под порог между комнатами. Обычно для этого использовалась тонкая реечка, а в этих случаях в качестве порога лежал расколотый надвое деревянный чурбак.
На вид он вполне себе обычный, иногда даже покрашенный и прикреплен к полу двумя-тремя гвоздями. Но мне почему-то сразу бросалось в глаза то, что в старом доме совершенно новый покрашенный порог — с большой долей вероятности можно было считать, что под ним спрятан вход в схрон. Отрываешь такой порог, смотришь — а там лестница вниз уходит. Кричишь в эту сырую темноту: «Так, хлопы, ну-ка, кто там есть — вылазь!» В ответ молчание, которое вовсе не означало, что там никого нет. Но на такой случай у нас уже имелись дымовые гранаты. Выдергиваешь шнур — и туда, если мало покажется, то и вторую вдогон отправишь. И ждешь. Потом внизу или стрельба начинается, если главарь начинает расстреливать своих соратников, или кашель, топот ног по лестнице и потом стук снизу. Открываешь люк — и вылезают наружу те, кто не захотел погибать, все в соплях и в слезах. Пока они откашливаются, им сразу задается вопрос: «Сколько вас там было?» — «Мы вдвоем были, больше никого» или «пятеро», «четверо» и так далее.
— В схрон потом спускались, проверяли?
— Ну а как же! Давали слегка проветриться, чтобы дым рассеялся, а потом спускались внутрь, соблюдая все меры предосторожности. Обычно в схронах находили большие запасы продуктов, листовки, кое-где — боеприпасы.
— Схроны, расположенные в домах, чем-то отличались от лесных схронов?
— В лесу они свои схроны делали наскоро, иногда это были простые землянки, предназначенные для того, чтобы там поспать.
Но замаскированы они были очень хорошо: сверху ходи по ней, топчись — ни за что не догадаешься, что у тебя под ногами. Иногда попадались в лесу и большие схроны, рассчитанные на то, чтобы там скрывалось целое подразделение. Такие схроны и охранялись лучше, в них даже кухни были оборудованы, чтобы пищу приготовить.
Но такие большие лесные схроны обнаруживались и уничтожались лишь на первых порах, потом мы бандитов стали отлавливать уже в населенных пунктах.
*ОУН, УПА — запрещенные в России организации
Источник: Я помню