Мальчишки два дня защищали родную деревню от немцев. Они перебегали по траншеям и вели постоянный огонь. Немцы полагали, что деревню обороняет многочисленный отряд
История освобождения Подмосковья от нацистских оккупантов знает немало примеров отчаянного героизма и удивительного мужества. Но то, что произошло в деревне Стеблево Волоколамского района, иначе как чудом не назовешь. Местные подростки в течение двух дней обороняли подступы к деревне, не дав вражеской армии захватить этот стратегический пункт, открывающий дорогу на Москву. Сын одного из этих «мальчишей», досконально изучивший историю необыкновенного подвига, рассказал, как детям удалось справиться с наступающими немецкими частями.
Помощники партизан
В октябре 1941 года, когда немцы захватили Стеблево, Толе Николаеву исполнилось 13 лет. Все его крестьянские предки родились и умерли здесь. Мальчик рос без отца, его воспитывала мама, с утра до ночи работавшая на ткацкой фабрике.
Приход немцев лишил стеблевцев крыши над головой. Солдаты вражеской армии молча под дулами автоматов выгоняли местных из их домов и заселялись туда сами. Стоял необычайный для конца октября холод, куда было податься?
— К счастью, почва еще не промерзла, поэтому отец вырыл землянку в своем огороде, — рассказывает сын героя Андрей Николаев. — Там они и жили вместе с матерью. Бабушка вспоминала, что немцы пускали ее в собственную избу только для того, чтобы приготовить им еду.
На мальчишек оккупанты не обращали внимания, поэтому те могли бегать везде, где им вздумается. Этим воспользовались действовавшие в окрестных лесах партизаны.
Самым известным из них был Герой Советского Союза Илья Кузин. Хромой от рождения, он не попал на фронт, но прошел московские курсы подрывников. Его группа была заброшена в Волоколамский район, и там Кузин с товарищами подрывали эшелоны с боеприпасами, склады и мосты. Для получения информации о противнике партизаны использовали деревенских мальчишек, в том числе Толю Николаева. Ребята бродили по деревне, запоминая количество военной техники и месторасположение стратегических объектов, подслушивали разговоры офицеров — многие пацаны в школе учили немецкий. Потом бежали в лес и передавали разведданные членам группы Кузина.
Кто нас защитит?
— Оккупанты у нас в деревне не зверствовали, — говорит Андрей Анатольевич. — Среди солдат, живших в нашем доме, были и французы, они показывали фотографии Парижа, смеясь, убеждали бабушку, что когда-нибудь она там побывает. Но прямо на глазах отца однажды произошел жуткий случай. Трое советских солдат сдались в плен, предполагая, что им сохранят жизнь. Нацисты их раздели и расстреляли.
Тем временем наши части подступали. 15 декабря мобильный отряд полковника Порфирия Чанчибадзе совершенно неожиданно обрушился на Стеблево и мощным ураганом выбил оттуда ничего не подозревающих немцев. Обычно оккупанты при отступлении сжигали за собой деревни, города и села. Но в данном случае было не отступление, а бегство. Нацисты бежали, бросив военную технику, оружие, личные вещи.
Выбив врагов из Стеблева, отряд Чанчибадзе двинулся дальше. Но жители беспокоились: вдруг немцы вернутся? К тому моменту уже было известно про зверства, творимые карателями, про сожженные соседние деревни, про расстрелы мирных людей. Кто защитит родные дома?
Ветеран финской войны
— Отец и еще несколько мальчишек отправились к ветерану Финской войны Ивану Володину, — продолжает Андрей Николаев. — Его ранили в боях, он стал инвалидом и поэтому избежал мобилизации. Во время оккупации он прятался от немцев в каком-то схроне.
Ребята попросили ветерана помочь организовать защиту деревни. И Володин принялся за дело. Прежде всего он велел мальчикам собрать оружие и боеприпасы, которые в беспорядке валялись по всему Стеблеву. Научил стрелять.
Той зимой выпало очень много снега. Сугробы были полутораметровой высоты. Володин велел пацанам вырыть в них траншеи, опоясывающие деревню со стороны Иосифо-Волоцкого монастыря. Разложить в них оружие через каждые несколько десятков метров. И ждать.
Немцы появились утром следующего дня. Ребята услышали треск мотора и увидели солдата на мотоцикле. Выстрелили в него несколько раз. Не попали, тот развернулся и уехал. А через несколько часов к Стеблеву подошла большая группа фашистов. Мальчишки снова принялись стрелять. Они перебегали по траншеям и вели беспорядочный огонь с нескольких меняющихся точек так, чтобы у врага сложилось впечатление, будто деревню обороняет многочисленный отряд. Немцы раз за разом предпринимали атаки, но так и не решались приближаться. Осторожничали, видимо, решив, что Стеблево заняла одна из советских военных частей или, возможно, партизанский отряд.
Почти двое суток ребята стреляли и бегали, бегали и стреляли. Пока в деревню не вернулся отряд Чанчибадзе, который очистил округу от вражеских войск
Одиннадцать смелых
Анатолий Николаев потом рассказывал сыну, что для него происходящее было чем-то вроде увлекательной игры. Он не думал, что это приключение может закончиться смертью. Просто хотел пострелять и совершенно не чувствовал себя героем. Володя Овсянников, Саша Крыльцов, Толя Володин, Коля Печников, Павлик Никаноров, Толя Николаев, Витя Печников, Ваня Рыжов, Петя Трофимов, Володя Розанов и Ваня Дервянов — вот имена волоколамских «мальчишей», спасших родную деревню.
«Мальчиши» действовали по канонам военной науки. Иван Володин, прошедший через бои в финских снегах, просто применил свой опыт.
Источник: оригинальная статья