Контекст

С генерала СС сняли штаны: как в 1946 г. в Риге судили нацистов

Из всех советских открытых процессов над нацистскими преступниками именно на Рижском процессе перед судом предстали наиболее высокопоставленные деятели Третьего рейха. На открытом процессе в Риге (26 января — 2 февраля 1946 г.) судили семерых авторов преступных приказов.

Обергруппенфюрер «СС» Ф. Еккельн руководил СС и полицией в Прибалтике и, частично, Белоруссии. По сути, именно он возглавлял и направлял действия всех карательных органов в «Остланде». Его подписи стояли под многими преступными приказами, в том числе об уничтожении 200 000 евреев в Прибалтике (и около 400 000 — на Украине и в Белоруссии). Точное число жертв неизвестно, поскольку Еккельн приказал заключенным вырыть и сжечь все трупы, после чего там же сожгли самих заключенных. Также расстреливались цыгане, литовские поляки. Для «чистоты крови» Еккельн приказал стерилизовать сотни мужчин и женщин из смешанных браков, расстрелять всех психически больных. Он проводил карательные акции против партизан, коммунистов и их семей.

Генерал-лейтенант З. Руфф был комендантом Риги в 1944 году. Сгонял жителей на строительство оборонных укреплений, отказников приказал расстреливать, отправлял тысячи рижан в немецкое рабство, перед отступлением из города приказал разрушить множество зданий.

Генерал-лейтенант Д. фон Монтетон в качестве командира 391 охранной дивизии проводил карательные операции: жег деревни вместе с жителями, приказал взорвать здания в Каунасе, из Лиепаи угнал в немецкое рабство не менее 22 000 человек и вывез всю промышленность. Схожие преступления совершали три генерал-майора: Ф. Вертер, Г. Кюппер, Б. Павель.

Штандартерфюрер «СА» А. Беккинг был гебитскомиссаром в Эстонии, карал за неуплату налогов, отправлял в тюрьмы «неблагонадежных лиц», угнал в немецкое рабство 3 000 человек и разграбил их имущество. Проводил карательные операции в Изборском районе, разграбил Псковско-Печорский монастырь.

Историк Юлия Кантор пишет: «Процесс был хорошо подготовлен в юридическом и фактологическом смысле. К этому, очевидно, обязывал Нюрнбергский процесс, в фарватере которого проходил Рижский. Следователи тщательно изучили материалы рейхскомиссариата «Остланд» (полная коллекция которых осталась в Риге)110. Об этой тщательности свидетельствуют, в частности, подробнейшие обзорные справки (подшитые к каждому тому) и массивы иных коллекций документов, касающихся территории «Остланд». Все они вкупе со свидетельскими показаниями и сведениями Чрезвычайной государственной комиссии по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков (ЧГК) привлечены к доказательной базе «Рижского процесса».

Выслушав экспертов, свидетелей, адвокатов и подсудимых (они признали свою вину), трибунал приговорил Еккельна, Руффа, фон Монтетона, Вертера, Кюппера, Павеля, Беккинга к смертной казни через повешение. Казнь состоялась на площади Победы в Риге, заполненной десятками тысяч людей.  

Из воспоминаний Ильи Шнеера, который в качестве курсанта школы милиции охранял место казни:

«3 февраля 1946 года в три часа дня в открытом кузове грузовика на площади Узварас (Победы) в Риге в мундире без знаков различия стоял с накинутой на шею петлей палач Рижского гетто – обергруппенфюрер СС, генерал войск СС и полиции Фридрих Еккельн. Рядом в ожидании казни стояли еще пять гитлеровских генералов и один полковник. В половине четвертого всем затянули петли, и водители грузовиков по команде одновременно дали газ.

Повешенных окружила толпа. Некоторые подбегали к трупам и били их палками. С Еккельна сдернули штаны. На следующий день он вновь висел одетым, только уже не в генеральские брюки с лампасами, а в солдатские. Тела раскачивались на виселице еще долго, покуда их не сняли и не похоронили».

Источник: История.РФ; Кантор Ю.З. Прибалтика. Война без правил (1939—1945). — СПб.: Журнал «Звезда», 2011; Симкин Л. С. Его повесили на площади Победы. Архивная драма. — М.: Corpus (АСТ), 2018. 

Читайте также
11 октября
Госсекретарь Союзного государства Дмитрий Мезенцев выразил резкую критику в связи с тем, что представителей России и Беларуси не пригласили на торжества, посвященные юбилею освобождения концлагеря Освенцим.
11 октября
Дважды Герой Советского Союза Пётр Кошевой рассказывает о советских бойцах, которые проявили себя во время Миусской наступательной операции летом 1943.
15 октября
Война была еще в самом разгаре, когда 15 декабря 1943 года в Харькове на заседании военного трибунала 4-го Украинского фронта началось рассмотрение дела «о зверствах немецко-фашистских захватчиков на территории Харькова и области в период их временной оккупации». 
16 октября
В Харькове в немецкой полиции в годы оккупации служил бывший сержант Красной Армии некий Александр Александрович Посевин. Свою службу он начал в лагере военнопленных в качестве лагерного «полицая» — «капо».