18 сибиряков всю ночь сдерживали атаки сотен немцев на высоте 224,1. К утру в живых осталось двое. Об этом написали песню «На безымянной высоте»
В сентябре 1943 г. около деревни Высокое в Калужской области состоялся легендарный бой за высоту 224,1. Эта ожесточенная схватка стала символом подвига тех, кто штурмовал неприступные позиции противника на многочисленных безымянных высотах Великой Отечественной войны.
В ходе Смоленской наступательной операции советских войск осенью 1943 года в полосе наступления 139-й стрелковой дивизии 10-й армии Западного фронта путь советским войскам к реке Десна и городу Рославль преграждала господствующая над местностью укрепленная высота 224,1. Она была усилена тремя рядами траншей, двумя танками, самоходной установкой, густо усеяна пулеметными гнездами, окружена минными полями. Долгие попытки бойцов овладеть этим опорным пунктом врага успеха не принесли. Однако 2-му стрелковому батальону удалось зайти во фланг немецкому боевому охранению, стремительным ударом выбить фашистов из деревень Плотина, Новая и подойти к высоте.
Атаковать неприятеля решили ночью, так как темнота лишала противника многих преимуществ и компенсировала недостаток людей, техники и артиллерии. Сформировали штурмовую группу из добровольцев, задачей которых было внезапным ударом прорваться на высоту и обеспечить наступательные действия других подразделений полка.
Идти вызвались 18 бойцов под командованием младшего лейтенанта Евгения Порошина. Ночью ударная группа незаметно подкралась к укреплениям. Сибиряки забросали гранатами первую траншею и находящихся в ней гитлеровцев и ринулись ко второму ряду укреплений. Внезапность атаки, стремительность действий позволили молниеносно преодолеть 600 метров и ворваться на высоту. Однако следовавшая за ними рота 3-го батальона была отсечена пулеметным огнем, и штурмовая группа оказалась в окружении превосходящих сил противника.
18 бойцов сражались против нескольких сотен гитлеровцев до утра. Бой длился восемь часов. Немцы предприняли четыре контратаки. Лишь к утру к сибирякам прорвалось подкрепление. Немцы оставили на поле боя более ста трупов. А из восемнадцати добровольцев уцелело только двое: сержант Константин Власов и рядовой Герасим Лапин. Раненные и контуженные, они чудом спаслись — Власов попал в плен, оттуда бежал к партизанам, а Лапин был найден бойцами среди трупов.
Редактор фронтовой газеты Николай Чайка одним из первых с наступающими войсками попал на безымянную высоту. Его потрясло то, что он увидел: «В лужах своей и чужой крови лежали наши бойцы, кто — сжимая гранату, кто — с пальцем на спусковом крючке автомата. Вся высота была буквально завалена осколками, стреляными гильзами, пустыми дисками, касками».
Позже он рассказал об увиденном поэту Михаилу Матусовскому, который через 20 лет написал стихи к песне о безымянной высоте. Если бы не эта песня, полюбившаяся всей стране, подвиг восемнадцати сибиряков канул бы в безвестность — подобных боев за безымянные высоты в годы войны были многие сотни. Но благодаря творению Михаила Матусовского и композитора Вениамина Баснера насмерть стоявшие за высоту 224,1 бойцы стали примером храбрости. Память погибших «порошинцев» свято чтут на калужской земле. На месте боя 15 сентября 1966 года был открыт памятник, а 9 мая 1980 года — мемориал «Безымянная высота».
Источник: оригинальная статья