Контекст

«Раздели польских офицеров до трусов»: как в 1944 г. «Армия Крайова» пыталась забрать у советских войск Вильнюс

В годы войны уроженец Литвы Нахман Душанский окончил спецшколу НКВД для работы на освобождённых территориях. Именно его группа одна их первых заходила в июле 1944 г. в Вильнюс с целью контрразведывательной деятельности. Вот как он вспоминал об этом эпизоде:

«Вильнюс — всегда являлся предметом спора между Литвой и Польшей, поляки считали этот город своим, а литовцы всегда твердо знали, что Вильнюс — столица и сердце Литвы.

В Вильнюс мы добирались через Гродненский тракт, и первое литовское местечко, в котором мы остановились, было Бутримонас. У нас в группе, был один молодой парень, пулеметчик, уроженец этого местечка. Он погиб через сутки, после того как увидел своих родных. И мы пошли дальше на Вильнюс.

 В городе была полная неразбериха. Большинство немцев уже покинуло Вильнюс, но было великое множество мелких немецких групп, оказывающих сопротивление, а главное — крупные формирования партизан Армии Крайова, подчиненных польскому правительству Сикорского в Лондоне, ставивших своей целью захватить Вильнюс, и объявить его частью суверенной польской территории.

 Советские войсковые части к моменту нашего появления в городе стояли на подступах, и только после того как мы захватили ключевые точки, вошли в Вильнюс и завязали уличные бои. Первым делом мы захватили по периметру здание Президиума Верховного Совета Литвы, но внутрь поначалу не заходили, опасались, что здание полностью заминировано. Поляки, захватившие гору Гедиминаса и установившие на ней свой польский старый государственный флаг, били по нам сверху из пулеметов. У нас появились потери. И засело на этой горе больше трех сотен «аковцев». 

А потом мы выбили поляков лихой атакой с горы Гедиминаса и водрузили на ней красный стяг. Пленных, простых польских офицеров, не убивали, а просто раздели до трусов, и отпустили почти голышом по домам.

Источник: Я помню

Читайте также
14 мая
В период битвы за Сталинград Германия ежемесячно производила 500 танков. Когда генерал Гальдер заявил Гитлеру, что Советский Союз производит 1 200 танков в месяц, фюрер ударил кулаком по столу и воскликнул: «Это возмутительно! Это попросту невозможно!» Однако это оказалось возможным, и цифра, названная Гальдером, была даже значительно занижена.
15 мая
Дождливым осенним днем в 1941 г. в деревню Яскино под Смоленском пришли немецкие солдаты. Они окружили деревню и согнали жителей на площади. Потом отобрали всех мужчин и расстреляли за околицей. Мужчин — это громко сказано; к тому времени в деревне остались лишь глубокие старики и подростки.
15 мая
Генеральная прокуратура Беларуси предложила Совету министров провести инвентаризацию монументов республики, посвященных Великой Отечественной войне, и создать единый реестр этих памятников как составной части культурного наследия.
16 мая
В Эстонии после нацистской оккупации было сформировано марионеточное самоуправление во главе с Хяльмяром Мяэ. Непосредственное руководство генеральным комиссариатом «Эстония» в составе Остланда осуществлял обергруппенфюрер СС Карл Литцман. Оба несли прямую ответственность за организацию преследования мирного населения. Тяжела была судьба и советских военнопленных, тысячи из которых погибли в Эстонии из-за плохих условий содержания, а также издевательств как со стороны немцев, так и эстонских коллаборационистов.