"Это наши люди": как советский капитан спас эстонских эсэсовцев, которых казнили чехословацкие партизаны
28 августа 1942 г. в годовщину взятия немецкими войсками Таллина на торжественной церемонии на площади Свободы генеральный комиссар Эстонии К. Литцман объявил о согласии Гитлера на формирование Эстонского легиона СС. В своей речи Литцман подчеркнул, что будущее Эстонии прямо связано с ее вкладом в борьбу против большевизма. В вышедшем на следующий день номере газеты «Эстонское слово» говорилось, что принадлежать к СС — особая честь для эстонцев. В итоге из эстонских добровольцев были сформированы несколько батальонов СС, которые приняли участие в боях на Украине и под Сталинградом, а также они проводили карательные операции против советских партизан в Новгородской и Ленинградской областях.
Эстонские эсэсовцы за свою службу получили по заслугам. Большинство из них было уничтожено или попало в плен в ходе наступления Красной Армии. Вместе с тем, небольшая часть эстонских коллаборационистов ушла вместе с отступающими немецкими войсками.
Из уцелевших эстонских эсэсовцев и военнослужащих полицейских батальонов германское командование сформировало боевую группу, брошенную против советских войск на Одере. Остановить советские войска, естественно, не удалось, и в конце апреля 1945 г. остатки дивизии отступили в Чехословакию.
Чешские партизаны по понятным причинам не испытывали к эсэсовцам никаких теплых чувств, поэтому попадавших им в руки эстонцев партизаны без лишних слов расстреливали.
От уничтожения солдат 20-й эстонской дивизии СС спас приход советских войск.
Вот воспоминания одного из эстонских легионеров:
«По лестнице спустился человек с погонами русского капитана. Он спросил, что здесь происходит. Майор Сууркиви, который говорил по-русски, разъяснил ему ситуацию, добавив, что он эстонец.
Русский разозлился и захотел посмотреть, кто это осмелился так вести себя с «нашими людьми» (т. е. эстонцами).
Сууркиви показал на чеха. Русский передернул наган, и чеха спасла только его прыткость. Теперь русский приказал принести воду и напоить всех… Расстрел прекратился, с чем чехи не могли согласиться. Когда чуть позже подошел другой русский, они стали жаловаться ему, что тут все эсэсовцы, военные преступники и т. д. и требовали, чтобы нас тут же расстреляли. Русский разъяснил, что война окончена и самовольные расстрелы нужно прекратить».
В конечном итоге чехи передали всех захваченных эстонских эсэсовцев советским властям: коль скоро это «ваши люди», вы с ними и разбирайтесь.
Согласно оценкам эстонских историков, всего чехами было убито около тысячи военнослужащих эстонской дивизии СС; от 5 до 6 тысяч сдались в плен западным союзникам, а примерно 2,5 тысячи были пленены частями Красной Армии.
Согласно постановлению Совета Министров СССР от 13 апреля 1946 года, репатриированные литовцы, латыши и эстонцы, служившие по мобилизации в немецкой армии, легионах и полиции в качестве рядовых и младшего командного состава, были освобождены от отправки на 6-летнее спецпоселение и из проверочно-фильтрационных и исправительно-трудовых лагерей подлежали возвращению в Прибалтику.
Источник: Дюков А. Милость к падшим: советские репрессии против нацистских пособников // Великая оболганная война-2. Нам не за что каяться!— М.: Яуза, Эксмо, 2008; Кантор Ю. Прибалтика: война без правил (1939–1945). — СПб: журнал «Звезда», 2011