Контекст

Прокол с туалетом: как советские спецы вычисляли схроны бандеровцев

Одна из инструкций бандеровцев гласила: «…Каждый подпольщик должен знать правила конспирации, как солдат — устав полевой службы. Подпольщик должен жить под землей». Систему тайных убежищ начали создавать еще в 1944 году в ожидании прихода советских войск, а к 1950-м годам она «опутала» всю Западную Украину.

Схроны бывали разных видов: склады, пункты радиосвязи, типографии и казармы. Строились они по принципу землянок с той разницей, что вход был замаскирован. Как правило, «дверью» в схрон служил пень или ящик с землей, в который сажали молодое дерево. Вентиляцию выводили через деревья.

Для создания подземного бункера на территории села или деревни боевикам приходилось быть более изобретательными. Вход в укрытие они маскировали под кучи мусора, стога сена, собачьи будки и даже могилы. Бывали случаи, когда путь в убежище пролегал через действующий колодец.

На первых порах выявлять схроны сотрудникам советских спецслужб было непросто. Но со временем они научились доставать противника в буквальном смысле из-под земли.

Во время масштабных облав солдаты искали их с помощью двухметровых щупов и служебных собак. Зимой на восходе или закате солнца обнаружить подземное логово можно было по еле заметной струйке воздуха, колеблющейся на морозе.

Дмитрий Федорович Капранов, служивший после войны в Западной Украине, вспоминает:

«Как-то раз привычно подошли к лесу, растянулись по опушке цепочкой на зрительную связь и начали прочес. И где-то, возможно, метров через сто, не больше, ко мне бежит солдат Бузин. Оказывается, он ногой влетел в ямку. Небольшая такая ямка, но очень занятная — с человеческим калом.

А вот это с их стороны уже прокол! Понятно, что с села в лес носить не будут. И если этого кала там так много, то это первый признак, что где-то рядом схрон. Получается, они в ведре выносили, здесь немножко прикопали и дерном замаскировали. Но тут, конечно, они обмишурились. Если бы хорошо закопали, то черта с два бы мы нашли.

И буквально там немного прошли, как по нам открыли огонь.

Вот опять же, они, может быть, повторно ошибку совершили. Начали стрелять и тем самым обнаружили себя. С другой стороны, мы бы просто так, конечно, уже не ушли.

В общем, они ударили по нам, а мы повели ответную стрельбу. Постепенно определили, откуда они бьют, обложили кольцом.

Они стали высовывать из люка руку с автоматом и лупить наугад в нашу сторону длинными очередями. Потихонечку вместе с Башкировым начали подбираться…

Достаю гранату и ползу дальше. А вот он! Вижу — люк, открытый. Башкирову еще крикнул: «Держи их, чтоб никто не высунулся!»

Я сам левша, а в тот раз взял РГД в правую руку. Но ничего, попал точно, прямо в люк. Конечно, взрыв там, все затихло. Все четверо погибли.

Мы в этом «схроне» нашли что-то связанное с английской или американской разведкой. Какая-то специализированная литература на английском языке».

*ОУН, УПА — запрещенные в России организации.

Источник: Смоляков С.Н. Я дрался с бандеровцами. — М.: Яуза, 2017; Корякин О. Как советские спецслужбы разгромили ОУН*-УПА*

Читайте также
17 сентября 2023
17 сентября 1939 г. начался освободительный поход советских войск на территорию современной Западной Белоруссии, итогом которого стало спасения десятков тысяч белорус от ополячивания.
19 сентября 2023
В Интернете «завирусилось» видео, на котором приехавшая в Одессу женщина в хамской манере и с нецензурной бранью критикует жителей города за то, что они «даже не стараются» перейти на украинский язык. Это неудивительно, ведь «южная Пальмира» остается одним из ключевых центров пассивного антибандеровского сопротивления на территориях, подконтрольных киевскому режиму. Почему так получилось и надолго ли хватит сил у одесситов терпеть притеснения украинских националистов?
15 сентября 2023
За продолжительный период работы на иностранные разведки члены ОУН* научились многочисленным приемам конспирации, целью которых было скрыться от преследования органами власти.
19 сентября 2023
Кадровый офицер органов государственной безопасности Анатолий Терещенко в 1960-е начал служить в Прикарпатском военном округе. Там он застал «старую гвардию» чекистов, на плечи которой легла нелегкая судьба борьбы с бандеровским подпольем.