Рассекреченный архив Богдана Когута: от надзирателя нацистского концлагеря к лидерству в среде украинских националистов в 1980-х гг.
Легенда перестроечных времен гласит, что «кровавый сталинский режим был занят исключительно искоренением борцов за свободу разных мастей под корень». В частности, это относится к прибалтийским и украинским националистам.
Радикал по наследству
Однако после распада СССР массовые акции с участием коллаборационистов показали, что в действительности власти проявляли по отношению к нацистским пособникам гуманизм. Который с учетом нынешних реалий кажется излишним.
Агентство РИА Новости получило доступ к рассекреченным материалам дела одного из инициаторов возрождения в годы перестройки на Украине организации ОУН (запрещена на территории РФ) Богдана Когута.
Официальная биография Когута, человека, почитаемого в Незалежной, гласит, что уроженец Тернопольщины в 1930-х годах еще в школьном возрасте примкнул к националистам, действовавшим на территории Польши, по примеру своего отца.
О деятельности Когута в годы Великой Отечественной войны украинские источники пишут крайне скупо — якобы арестовывался немцами, потом освобождался, вместе с ними отступал на Запад, участвовал в строительстве оборонительных сооружений, а затем внезапно оказался в рядах Русской освободительной армии (РОА) генерала Власова.
Преподавание после ГУЛАГа
После окончания войны американцы передали власовцев органам СМЕРШ, и Когут оказался в лагере. В 1948 году, согласно украинским источникам, его приговорили к смертной казни, которую заменили 25 годами лагерей, 10 годами ссылки и 5 годами поражения в гражданских правах.
В действительности Когут был освобожден в 1956 году, но не был признан подлежащим реабилитации. Кроме того, ему запретили проживание на Западной Украине.
Однако бывший узник ГУЛАГа неплохо устроился и на востоке республики — окончил Одесский университет, после чего преподавал английский язык в школе в Николаеве, а затем в Николаевском судостроительном институте.
Во время перестройки Когут перебрался во Львов, где стал одним из инициаторов возрождения ОУН, а также идейным вдохновителем нового поколения националистов. В независимой Украине активно издавались его книги, он стал членом Союза писателей Украины, лауреатом целого ряда литературных премий.
Чем занимался «невиновный»?
Когут, произносивший пламенные речи о победе над тоталитаризмом до самой своей смерти в 2011 году, так толком и не объяснил, за что же получил от советских властей столь жесткое наказание. Рядовые члены коллаборационистских формирований, включая даже дивизии СС, получали, как правило, не более 10 лет лишения свободы. Выходило, что в биографии украинского националиста было нечто такое, что сам Когут категорически вспоминать не хотел, ибо это никак не удавалось впихнуть в рамки «безвинных репрессий».
И вот теперь журналисты наконец смогли ознакомиться со страницами биографии «украинского героя».
Согласно немецким документам, в 1942 году Когут поступил на работу в надзирательную службу СС, проходя ее в ведомстве полицайфюрера дистрикта Люблин. Подготовку в качестве надзирателя он проходил в концлагере Травники, там же, где и такие известные нацистские палачи как Федор Федоренко и Иван Демьянюк.
«Принимал личное участие в операции по уничтожению»
В своих показаниях Когут говорил, что служил надзирателем, однако отрицал свою причастность непосредственно к уничтожению людей. Но свидетели показывали, что Когут старательно выполнял свои функции, включая операции по ликвидации.
Обвинительное заключение гласит: «Принимал личное участие в операции по уничтожению евреев в Варшаве, конвоировал жителей еврейского гетто в Треблинский лагерь смерти, участвовал в карательных операциях против польских партизан».
Интересно, что на то, чтобы установить истину о Когуте, у следствия ушло больше двух лет, в течение которых сосланный на Дальний Восток коллаборационист жил в условиях минимальных ограничений. На момент ареста он вообще был вольнонаемным рабочим... военного склада.
Когут за совершенные злодеяния и участие в массовом уничтожении людей имел все основания получить смертный приговор. Однако его дело рассматривали в 1948 году, в тот небольшой период, когда в послевоенном СССР смертная казнь была отменена. Вот и получил надзиратель концлагеря 25-летний срок вместо расстрела.
Не всякая милость к падшим хороша?
Жизнь Когута в Советском Союзе после освобождения сложилась вполне удачно, а после развала страны он и вовсе превратился в гуру украинского национализма. Не посвящая, само собой, никого в подробности своей биографии.
Хотя сегодня на Украине ему бы простили и причастность к геноциду. Официальный Киев в качестве примеров для подражания предлагает исключительно патологических садистов и убийц. Когут отлично вписывается в эту «теплую» компанию.
Источник: оригинальная статья