Контекст

«Бандеровские палачи для нас были хуже немцев»: воспоминания партизана, воевавшего на Западной Украине

 Воспоминания партизана Мейлах Бакальчук-Фелина, воевавшего на Западной Украине и в южной части Белоруссии:

  «Начиная с 1942 года, бандеровцы стали для партизан врагом номер один. Немцы причиняли нам меньше потерь, чем гайдамацкие палачи, появившиеся в каждом селе, в каждом населенном пункте.

Бандеровцы почти в каждом селении имели своего атамана. Если какому-нибудь парню удавалось убить партизана или семью, член которой состоял в партизанах, этот убийца становился атаманом и даже вся группа называлась его именем. В большинстве случаев эти атаманы брали себе псевдонимы, являвшиеся именами героев украинского средневековья, или просто какие-либо клички: "Муха", "Курень", "Батько", "Сокол" и так далее. У них были более благоприятные условия борьбы, чем у нас. Они знали каждый лесок, каждое болото, каждую дорожку и тропу. Они нападали на нас вблизи деревень, где родились и где пасли свой скот.

Свалившееся на нас бедствие — националистическое движение бандеровцев — как эпидемия стало распространяться из деревни в деревню. Даже те крестьяне, которым мы до этого времени доверяли разные задания, были внезапно заражены этой болезнью. Даже у нас, в отряде имени Ворошилова, мы стали замечать, что из наших рядов исчезают партизаны из окрестных сел. С каждым днем положение становилось опаснее.

Мы стали нести потери на всех дорогах, опушках леса, околицах села. Особенно опасным становилось положение для диверсионных групп, отправлявшихся на выполнение заданий в составе всего нескольких человек, так как для взрыва моста, железнодорожного пути не требуется много людей.

Безжалостными бандитами были они. Они шли по стопам разбойников средневековья. От современной цивилизации они ничего не взяли. В жестокости и разбое бандеровцы не отставали от гитлеровских палачей. Лозунг бандеровцев был таков: "Против поляков, против евреев и против красных партизан".

Бандеровцы жестоко расправлялись с партизанскими семьями. В одной деревне были изрублены гайдамацкими секирами четыре партизанские семьи. В деревне Пузня жила молодая крестьянка, которая при советской власти была избрана депутатом Верховного Совета Украинской ССР. Когда бандеровцы вошли в ее дом, у нее на руках был маленький ребенок, и они ее с ребенком искромсали на мелкие куски.

Был такой случай. В деревне жила семья. Муж был украинец, жена полька. Было у них трое детей. Ночью бандеровцы ворвались в дом этой семьи и приказали мужу изрубить гайдамацкой секирой свою жену и детей. Муж отказался, но они его так мучительно истязали, что он выполнил их приказ и изрубил свою жену и родных детей».

Источник: Бакальчук-Фелин М. Воспоминания еврея-партизана. — М.: Возвращение, 2003

Читайте также
19 августа 2021
«Бесстрашный герой действовал в рукопашной схватке, уничтожая прикладом и гранатой, один против 20 самураев, и водрузил Красное Знамя в порту Сейсин, — так описывается подвиг Комарова Александра Николаевича в наградном листе с ходатайством о присвоении ему звания Героя Советского Союза. — Будучи ранен, прикрыл отход роты. В период окружения, не имея боеприпасов, бросился на выручку окруженного командира роты, прикладом и отбитой у японского офицера саблей спас жизнь командира роты».
18 августа 2021
Жить будешь в коровнике. Тебе запрещается заходить в хозяйский дом, выходить на улицу, плакать, петь, смеяться, говорить по-русски. Хозяйка дает тебе две недели на изучение немецкого языка. Потом она будет говорить с тобой только по-немецки. Есть будешь то, что дадут хозяева...
20 августа 2021
Мы хотим дружбы с Россией. Многие полевые командиры поддерживают эту идею. Она исчерпает ту ненависть и сгладит неприязнь, оставшуюся со времен советского вторжения. И принесет пользу России. Ведь до сих пор мы рассматриваем бывшие советские республики как границу с Россией, и мы можем обеспечить стабильность и безопасность этих границ.
19 августа 2021
Первоначальный тон писем немецких солдат из-под Сталинграда был бравый. Немецкая армия, несмотря на большие потери, продвигалась вперед. Казалось, еще немного — и город на Волге падет. С началом советского контрнаступления тональность корреспонденции существенно меняется. Когда положение на фронте становилось все серьезнее, появилась трезвая оценка противника — как советские солдаты сражаются, каковы техника, вооружение, обмундирование. Встречаются выражения: «русский — храбрый», «ожесточенный», он «защищается».