Контекст

«Волкодав» Нахман Душанский: «лесные братья» боялись его как огня

Благодаря деятельности «волкодава» НКВД Нахмана Душанского удалось разгромить движение «лесных братьев» в Литве. Именно его стараниями были пойманы главные бандиты, а сегодня «герои» Литвы Адольфас Раманаускас и Йонас Жемайтис. Неудивительно, что современные литовские власти возбудили против «волкодава» НКВД Душанского уголовное дело.

Нахман Ноахович Душанский появился на свет в 1919 году в еврейской семье, которая вскоре после рождения ребенка переехала из Вильнюса в Шауляй. Детство его было тяжелым: полуслепой отец, работавший грузчиком, и многодетная семья.

Уже в 14 лет он вступил в подпольный комсомол Литвы и стал участвовать в борьбе за улучшение жизни рабочего класса. В возрасте 16 лет он за свою комсомольскую деятельность вместе с товарищами оказался в тюрьме.

На фронте Нахман Душанский оказался с первого дня войны. В сражениях он с сослуживцами отступил в сторону Пскова.

Попытка вывезти семью из Шауляя не увенчалась успехом. В итоге войну, помимо Нахмана, пережил лишь один его брат; все остальные родственники были убиты литовскими националистами.

Во время знаменитого парада на Красной площади 7 ноября 1941 года Нахман Душанский обеспечивал безопасность высшего руководства страны. Впоследствии он вспоминал, что Сталин «изъявил желание, чтобы его и правительство охраняли "прибалтийские чекисты", как в свое время Ленина и Кремль охраняли надежные и преданные советской власти части латышских стрелков».

В 1942–1943 годах Нахман Душанский проходил обучение в школе НКВД, где познакомился с азами диверсионной деятельности. С лета 1943 года началась его служба в разведке: «Отделение под моим командованием из 12 человек (все офицеры из "литовской спецгруппы") взяло в плен 11 "языков"-офицеров, не потеряв в поисках в тылу врага ни одного человека. А ведь эти пленные офицеры почти все были "на заказ": сверху спускали "разнарядку", кто нужен, кого необходимо брать».

В 1944 году он принял участие в освобождение Вильнюса и Каунаса, где столкнулся со страшными следами террора евреев со стороны литовских националистов. После Каунаса Нахман Душанский вспоминал: «Я дал себе слово, что за свой народ, из которого в Литве уцелели единицы, я мстить не устану, пока каждый из палачей не будет лежать в могиле или гнить в колымских снегах…»

С лета 1944 года Нахман Душанский заступил на службу в отдел по борьбе с бандитизмом в Каунасском управлении госбезопасности, который впоследствии возглавил.

Перед Душанским и его коллегами стояла сложнейшая задача: поиск и поимка литовских коллаборационистов, служивших в полиции и принимавших непосредственное участие в убийствах мирных жителей.

Упорная розыскная деятельность принесла свои плоды. По словам литовского чекиста, «со временем мы имели поименный список на 8800 человек, непосредственно участвовавших в расстрелах, <…> всю документацию, позволявшую отследить по месяцам кровавый путь каждого полицейского карательного батальона, начиная со дня его формирования, и отдельно — полный список командного состава этих батальонов».

Благодаря внедрению своего агента в каунасское националистическое подполье ему удалось вывести из леса 6 тысяч «лесных братьев». Агент сумел убедить руководителей «братства» в том, что лучших бойцов необходимо сохранить до момента нападения США на Советский Союз. Сразу же после легализации покинувшие лесную чащу литовские националисты были взяты под контроль органами безопасности.

Вследствие кропотливой и усердной работы Нахман Душанский смог поймать литовских националистов, убивших его сестру и брата.

В течение долгого времени эта банда «лесных братьев» пряталась в глухой пуще, но их выдал «связной», которого удалось задержать и расколоть. В результате вся банда была арестована и осуждена, а главарь приговорен к смертной казни.

Йонас Жемайтис — руководитель литовского антисоветского сопротивления. Долгое время ему удавалось успешно скрываться от регулярных облав, организованных советскими чекистами. Из Москвы в Вильнюс постоянно поступали депеши с требованием поймать главаря «лесных братьев». В итоге удача улыбнулась команде Нахмана Душанского, которому в 1952 году удалось завербовать одного из бойцов «лесного братства», знавшего точное расположение бункера Жемайтиса.

«Приказ был прямым: "Взять живым!", без оговорок и всяких "но", — вспоминает Нахман Душанский. — И поскольку мы приняли во внимание вероятность того, что Жемайтис при задержании может застрелиться, решено было использовать спецсредства: в бункер закинули "огурчик" — химическую гранату, — и задержание было проведено молниеносно. Я присутствовал на допросах. Когда на одном из допросов Жемайтис, припертый фактами и показаниями свидетелей, стал рассказывать, как он лично заталкивал в газовую камеру еврейских детей, прибывших транспортом в лагерь уничтожения из Шауляйского гетто, я спросил его: "Вы же были образованным и интеллигентным человеком, почему вы так ненавидели евреев?!", и он ответил мне: "А почему вы воевали за Сталина?!"».

После поимки Йонаса Жемайтиса лидером «лесных братьев» стал Адольфас Раманаускас. По признанию Нахмана Душанского, главарь «лесных братьев» до 1955 года являлся человеком-невидимкой.

Чекисты знали, что Раманаускас находится в Литве, но вот где именно?

Выйти на его след помогла информация о том, что на территорию Литвы на парашютах была заброшена диверсионная группа, прошедшая горнило английской разведшколы, на руках у которой имелась огромная сумма в долларах США. Была организована слежка за всеми известными «валютчиками». В конце концов Раманаускас, как и предполагалось, появился в Каунасе и был задержан оперативниками из команды Душанского на квартире одного из известных перекупщиков.

В середине 1990-х литовская прокуратура открыла уголовное дело против Нахмана Душанского, к тому времени эмигрировавшего в Израиль. Бывшего чекиста обвинили в пытках и убийствах «лесных братьев». В том числе «волкодаву» НКВД инкриминировали участие в расстреле литовских националистов, содержавшихся в советской тюрьме, в Райняйском лесу в ночь с 24 на 25 июня 1941 года.

Правда, литовская прокуратура не учла тот факт, что в момент расстрела националистов Нахмана Душанского в районе Райняйского леса не было.

Неудивительно, что Израиль не поверил в доводы литовской Фемиды и отказался выдавать Нахмана Душанского.

В 2008 году в Израиле закончился жизненный путь великого литовского чекиста.

Читайте также
13 декабря 2021
Письма немецких солдат и офицеров из Сталинграда наглядно демонстрируют, как трансформировалось их настроение и отношение к войне. Первоначально в Германию шли письма, в которых говорилось о скорой победе нацистской Германии, о том, что еще немного — и советские войска, которые упорно сопротивляются, будут разбиты. Но после того как Красная Армия перешла в наступление, бравада немецких солдат и офицеров исчезла. Они стали жаловаться на тяжелую судьбу, а также начали рассуждать о том, что война — это зло. Советский солдат сделал немцев «пацифистами».
14 декабря 2021
Удивительная история о мужестве и силе духа советского подпольщика Ивана Кабушкина. За короткий срок он стал ключевым подпольщиком в оккупированном немцами Минске, организовав работу советского сопротивления. Будучи схвачен немцами, выдержал страшнейшие пытки раскаленным железом, удары электрическим током, но никого не выдал.
20 декабря 2021
«Русские кажутся мне загадочными героями из фантастиче­ских фильмов. Наверное, такими и должны быть люди, опрокинувшие Гитлера. Многим немцам до сих пор непонятно, почему Германия решила с вами воевать. Как у народов у нас много общего — взять хотя бы любовь к сосискам и пиву!».
16 декабря 2021
Удивительна судьба 13-летнего советского мальчишки-партизана Николая Печененко. Во время проведения операции он был схвачен и подвергнут изощренным пыткам. Чтоб сломить его волю и развязать ему язык, немцы имитировали его смерть. Вешали петлю на шею, выбивали стул из-под ног и смеялись, а потом снимали. И так делали снова и снова, но Коля молчал.