Согласно отчету Главного командира Кронштадтского порта, из 314 рекрутов из Эстляндской губернии, поступивших во 2-й флотский экипаж в 1863–1864 гг., только 80, или 25%, «могут объясняться немного по-русски, а остальные очень слабо понимают русский язык».
Командование с сожалением констатировало, что, хотя эстонские рекруты «к службе усердны, к ученью старательны, поведения хорошего, склонность к пьянству проявляют не более 6 человек», но обучение русскому языку идет без большого успеха, так как они «находясь в большом числе в каждом капральстве, имеют случай разговаривать между собой по-чухонски, и мало таких матросов среди них, которые бы могли их обучать русскому языку».
Командир 2-го флотского экипажа сделал вывод о необходимости комплектования флота только из великорусских губерний: «Рекруты остзейских губерний из чухон, поступающие на службу во флот, по незнанию русского языка весьма трудно привыкают к работам на судах. Из поступивших в 1863 г. рекрутов Вологодской и Олонецкой губерний оказывается, что они гораздо способнее к морскому делу. А потому полагал бы полезным комплектовать флот рекрутами из означенных губерний».
Источник: Миронов Б. Н. Социальная история России периода империи (XVIII — начало XX в.): Генезис личности, демократической семьи, гражданского общества и правового государства. В 2-х тт. — СПб.: Дмитрий Буланин, 1999