Сырецкий концентрационный лагерь в Киеве — ад на земле. Заключенных живыми закапывали в землю
Сырецкий концентрационный лагерь, один из филиалов нацистского концлагеря Заксенхаузен, был расположен на северо-западной окраине Киева, на месте бывших летних лагерей киевского гарнизона. По названию этих лагерей и местности он и получил свое название.
Сырецкий концлагерь был местом, где содержались обреченные на смерть военнопленные, коммунисты, подпольщики, партизаны, евреи, которых фашистам удалось разыскать после массовых расстрелов 29–30 сентября 1941 г., те, кто уклонялся от принудительных работ в Германии, т.е. все, кто считался врагами «третьего рейха». В соответствии с директивой Гитлера (т.н. приказ «Мрак и туман», сентябрь 1941 г.), за любые действия против империи или германских войск полагалась либо смертная казнь на месте, либо увоз в Германию якобы для суда и наказания, или в концлагерь. Смертная казнь применялась не только за активные действия против вермахта и оккупационных властей, но и за нарушение комендантского часа, за хранение советских листовок и даже за загрязнение дорог. На территории Украины к классической модели концентрационных лагерей относились только два — Яновский во Львове и Сырецкий в Киеве.
Охрану лагеря осуществляли войска СС. Из показаний бывшего узника В. Давыдова:
«Охрана лагеря состояла из полицейских — украинцев и немцев-эсэсовцев. Вокруг лагеря стояла огромная полицейская охрана. Дежурная смена охраны состояла из 120–150 немцев, полицаев и нескольких собак».
Узники были объектами безудержного произвола. Пока хватало сил, они выполняли тяжелую физическую работу, потом уничтожались.
Труд заключенных был изнурительным, питание — мизерным, отвратительным. Обычно работы были непосильны, издевательства бесцельны, людей заставляли носить землю с места на место, на носилки насыпали по 8–10 пудов земли и заставляли носить бегом, причем били лопатами и стреляли. Тут же убивали. Иных и живыми закапывали в землю. Одному из таких закопанных живьем в землю Ефиму Вилкису удалось выбраться из-под земли и спастись.
Однако, несмотря на страшные издевательства и жестокость наказания, заключенные не оставляли мысли о побеге из концлагеря, и некоторым удавалось бежать. Из показаний рядового 23-го полицейского батальона СС Н. Пацьоры:
«Случаев бегств советских граждан и военнопленных из концлагеря было много, но в период, когда я стоял на посту по охране концлагеря, побегов было два: так в конце июля 1943 г., когда я был на посту в концлагере Бабий Яр, ночью совершили побег пять советских военнопленных. Утром были организованы их поиски, в которых принимал участие лично я, однако поиски результатов не дали и убежавшие не были пойманы».
Из показаний бывшего полицейского Н. Румянцева:
«В лагере был врач Иванов (бывший военврач), был еще один врач. В марте или апреле, во время налета авиации на город и лагерь, они совершили побег».
Летом 1943 г., когда советские войска подходили к Киеву, оккупанты приступили к эвакуации концлагеря. Заключенных отправляли в Германию или в другие концлагеря.
Источник: Евстафьева Т. Сырецкий концентрационный лагерь