Контекст

Как в Польше встречали советских солдат

Источник изображения: РИА Новости. Мирные жители Варшавы и бойцы Красной Армии.

Донесение заместителя начальника Оперативного управления штаба 1 Белорусского Фронта 22 сентября 1944 о ходе боев в Варшаве (во время восстания) и оказании нами помощи.

«Основная часть населения г. Варшава враждебно настроена против немцев и всемерно готова помочь частям Красной Армии и I Польской Армии.

Доказательством этого является тот факт, что население, находящееся в районе действий подразделений I Польской Армии в г. Варшава, не желает оставаться больше в городе и просит командование Польской Армии о переброске их на восточных берег р. Висла».

«В ночь на 22.9.44 г. в районы, занимаемые повстанцами в г. Варшава, нашими самолетами сброшено: противотанковых ружей — 82, автоматов — 15, патронов ПТР — 4200, патронов ТТ — 81.000 шт., патронов винтовочных — 68420 шт., патронов парабеллум — 3360 шт., мин 50 мм — 6082 шт., гранат немецких — 390 шт., сухарей — 10765 кг., концентратов — 6606 кг., табаку — 400 кг., печенья — 332 кг., консервов мясных — 2266 кг., сахару — 725 кг., соли — 200 кг., кофе — 105 кг., разного продовольствия — 560 кг».

Политдонесение Политотдела 1-го Белорусского фронта начальнику ГлавПУРККА о ситуации в освобожденном польском г. Радом и Варшаве от 18 января 1945 г.

«На Люблинщине местное население открыто и бурно выражало свой восторг и свои симпатии Советскому Союзу и Красной Армии.

Во всех городах и селах стихийно возникали митинги, население вывешивало национальные флаги и транспаранты с надписями, приветствующими Красную Армию.

Ничего этого в Радоме не наблюдается. Наоборот, в отношениях населения к нам замечается сдержанность».

Причиной этого в донесении называется пропагандистская и агентурная работа с местным населением «аковцев» (Армия Крайова), а также польского правительства в Лондоне.

Докладная записка политуправления 1 Белорусского фронта о жизни в Варшаве в первые дни после освобождения 20 января 1945.

Отношение жителей города к солдатам Красной Армии — радостное, дружелюбное, но настороженное, так как фашистская пропаганда представляла советского воина как варвара, цель которого — грабить и убивать. По вопросу помощи во время Варшавского восстания сами поляки высказывали следующее: «… может быть тогда еще время не пришло», «может быть, Красная Армия была не в состоянии больше наступать, так как перед этим было много боев». Можно было услышать мнение о том, что «Армия Крайова начала восстание слишком рано», о согласовании восстания с командованием Красной Армии отвечали «не знаем».

Рапорт командующего 1 Белорусским Фронтом Маршала Советского Союза Г.К. Жукова.

«Стремительно преследуемые нашими войсками гитлеровцы не смогли при отступлении угнать в Неметчину польское население, которое повсеместно с радостью и восторгом встречало части Красной Армии. Приготовившиеся к эвакуации немецкие колонизаторы были настигнуты врасплох и подавляющее их большинство, не успев выехать, осталось на месте».

Из информационной справки Политуправления 1-го Украинского фронта о положении в районах Польши, освобожденных войсками фронта в период наступления.

В документах рассказывается о том, насколько тепло встречали войска Красной Армии в городах Тарнув, Зелув, Бжезне, Мехув, Буско, Сухеднюв.

«Подавляющее большинство польского населения повсеместно встретило части Красной Армии как освободительницу. Представители всех слоев населения обращались к воинам Красной Армии со словами благодарности за освобождение польского народа от немецкой оккупации, приглашали бойцов и офицеров к себе в квартиры».

Интерес представляет описание похорон двух погибших советских летчиков, которые состоялись 6 февраля 1945 г., и «превратились в мощную демонстрацию любви и благодарности к Красной Армии».

«Гроб, венки, памятник были сделаны польским населением. Польские девушки и дети несли огромное количество венков и живых цветов. На венках были надписи — «Героическим советским летчикам от благодарных польских девушек», «От благодарных детей — своим освободителям». На братской могиле был проведен траурный митинг».

Справка о потерях личного состава в частях 1-го Украинского фронта за период с 1 по 31 января 1945 года. 1-й Украинский фронт потерял в Польше за указанный период убитыми: 18 тысяч 531 человек (что равно примерно 5%) и ранеными 64 тысяч 318 человек (или свыше 17%) от общей численности всего фронта. Например, 1373 стрелковый полк только за пять дней боев (с 1-го по 5-е января 1945 года) потерял 472 человека.

Источник:  Министерство обороны РФ