Забыли об украденных шубах: что писали немки в письмах своим мужьям на восточный фронт в 1944 г.?
Содержание писем, которые немецкие жены писали своим мужьям на восточный фронт, очень сильно отличаются в зависимости от того, когда они были написаны. Так, например, в конце 1941 г., когда нацисты стояли под Москвой, в одном из писем «немецкая дама» просит своего мужа прислать ей из СССР шёлк. В 1944 г. ситуация на фронте сильно изменилась, что нашло отражение в текстах писем.
«Милый Карл! Мы теперь живем, как цыгане, одну ночь ночуем дома, другую в деревне, но после налета на деревню мы не знаем, куда перекочевать».
«Милый Ганс! Нам живется не очень-то хорошо, потому что дядя Отто от бомбежки сошел с ума, он пробыл два месяца в больнице, а теперь мы должны его забрать, потому что он перешел в тихое помешательство».
«Мой любимый! Когда кончатся наши мучения? В результате бомбежки все лепные украшения нашей гостиной уничтожены. Еще совсем недавно я отдала 150 рейхсмарок за висячие цветочные вазы, и только два дня они повисели, а сейчас — ни ваз, ни стен. Стоит тратиться? И вот я решила переехать в Вену, конечно, это — австрийская дыра, но ничего не поделаешь. А то получается, покупаешь, покупаешь, а под конец получаешь бомбы и все идет прахом. Твоя женушка-кусака».
«Герта пишет, что она, сидя у себя, может любоваться звездами, потому что потолка уже нет. В саду у нас лежит бомба, которая не разорвалась».
«Муженечек, ну и страху я натерпелась! Кто портит себе желудок обжорством, а у меня он испортился от бомбежек. Ко всему я еще простудилась, сидя в мокром погребе, там вода каплет за шиворот, и, по-моему, там ходят жабы. Ну и положение! Чем мы заслужили такое к нам отношение? Здесь все стали сумасшедшими, да и я недалека от этого. Так что если приедешь домой, можешь никого не застать в живых. Лучше пришли мне денег, и я куда-нибудь убегу. Твоя несчастная полусумасшедшая женушка».
Эти письма были перехвачены советской контрразведкой и опубликованы советским военным корреспондентом Ильей Эренбургом. Вот как он их прокомментировал в своей статье:
«Немки верны себе: они оплакивают вазочки, они лицемерно возмущаются: «Чем мы этого заслужили?» Забыла такая про Ковентри, про Гомель, про Ленинград. А если порыться у нее в шкафу, там, наверно, найдешь шубу или платье, снятые с женщины в Киеве или в Житомире. Вой тыла доходит до фронта, а фронт отступает, и топот фрицев доносится до тыла. Германия теряет голову».
Источник: Эренбург И. Г. Война. 1941–1945. — М.: КРПА Олимп; Астрель; ACT, 2004.