Контекст

В Прибалтике или на западной Украине? Где после войны было больше «антисоветских формирований»?

Архивы свидетельствуют, что в 1946 г. из общего числа ликвидированных «антисоветских формирований и групп» (642) почти 65 % (415) приходится на Западную Украину. Литва, Латвия и Эстония вместе составили 18 %, причем из 117 антисоветских групп 88 пришлось на Литву. На всю остальную территорию СССР (за исключением Западной Белоруссии) пришлось чуть более 10 % «антисоветских формирований».

В то же время Прибалтика «обогнала» Украину по распространённости более мелких антисоветских объединений, проходящих по категории «банды, связанные с националистическим подпольем»: среди 1196 групп, ликвидированных в 1946 г. па всей территории СССР, 773 (65 %) пришлось на Литву, Латвию и Эстонию; на Западную Украину — 337 (28 %); другие республики СССР дали в совокупности лишь 2,2 % (27 групп).

Картина послевоенной уголовной преступности будет прямо противоположной: среди 2895 уголовных банд, ликвидированных и 1946 г. по стране в целом, 2227 (77 %) приходится на старые республики СССР, тогда как Западная Украина дает только 6 % от общего числа уголовных банд, а Прибалтика и того меньше — 5,6 %.

Несмотря на несовершенство статистических данных, они тем не менее позволяют увидеть довольно наглядно общие тенденции развития «криминального фона» в разных частях страны. Эти же данные убедительно доказывают, что главной проблемой на пути восстановления советских порядков в Прибалтике и на Западной Украине после войны стало национальное движение бандеровцев и «лесных братьев». Отметим, что националисты в своей борьбе с советской властью нередко действовали как обычные уголовники, терроризируя население и не брезгуя разбоем и грабежом.

Источник: Зубкова Е.Ю. Прибалтика и Кремль. — М.: РОССПЭН, 2008

Читайте также
6 февраля
В советской печати обычно утверждается, что первыми судебными процессами, на которых вынесли приговоры о смертной казни через повешение по Указу Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1943 года, были Харьковский и Краснодарский. Но это не так. До этих процессов был процесс в Армавире над начальником полиции Армавира Петром Сосновским, и он был первым, кого повесили в СССР по этому Указу.
7 февраля
Перехваченные летом 1941 г. контрразведкой письма немецких солдат наглядно показывают, что из себя представлял нацистский завоеватель.
8 февраля
В послевоенной Литве, Латвии и Эстонии ходили слухи о том, что Советский Союз пришел в Прибалтику ненадолго. «Придут американцы— и все будет по-старому» — эта присказка, точнее, самоубеждение, то и дело проскальзываю в разговорах. Подобные настроения были особенно сильны в первые послевоенные годы.
9 февраля
После войны в стане «лесных братьев» сформировалось боевое крыло, сторонники активного сопротивления стали именовать себя «Движением борцов за свободу». Признанным лидером движения стал руководитель одного из региональных объединений «лесных братьев», бывший капитан литовской армии Ионас Жемайтис.