«Дяденька, не бей. Я ничего плохого не сделала»: в 1942 году эсэсовцы в Ейске убили 214 воспитанников детского дома
Летом и осенью 1941 г., незадолго до прихода немецких войск, в Симферополе осуществлялась эвакуация промышленных и социально значимых объектов. Вместе с другими учреждениями из города уехал детский дом. Около 300 воспитанников и персонал перевели в г. Ейск Краснодарского края.
В августе 1942-го Красная Армия была вынуждена оставить Ейск. Немцы, заняв город, сразу приступили к уничтожению евреев и других лиц, которым не дозволялось жить при Третьем рейхе. Вскоре эти события коснулись детей из эвакуированного детского дома.
Вечером 9 октября к корпусам детдома подъехали несколько крытых грузовиков. Зондеркоманда начала силой загружать детей. Пытавшихся сбежать ловили и бросали в машины. В грузовики посадили более 160 воспитанников детдома; для остальных не хватило места.
На следующее утро зондеркоманда забрала и увезла еще несколько десятков детей. В общей сложности захватчики забрали 214 ребят возрастом от 5 до 17 лет. Большая часть детей были инвалидами. 10 октября вместе с прочими вывезли 22 лежачих больных. В детдом все эти ребята уже не вернулись. Согласно некоторым источникам, спасти удалось только 10–12 воспитанникам, однако достоверно установлен только один случай.
5 февраля 1943 г. Ейск освободили от немцев, после чего началось расследование. Вскоре за городом были обнаружены два рва с останками детдомовцев. 15 апреля комиссия Ейского горсовета провела осмотр мест захоронения и опросила свидетелей. Результаты этих мероприятий были задокументированы.
Комиссия горсовета установила ход событий 9–10 октября 1942 г. и выдвинула несколько версий.
Тела детей находились в двух братских могилах в нескольких километрах от города. В одной были обнаружены целые тела, в другой – как целые, так и фрагменты. На телах отсутствовали огнестрельные или иные раны, кости были целы. Этот факт, а также положение тел привели к появлению версии, согласно которой в одной из могил детей похоронили заживо.
В свете других известных данных о «деятельности» нацистов такая версия выглядела правдоподобной.
Свидетельские показания позволили дополнить картину событий. Согласно показаниям свидетеля, при разгрузке машин у места захоронения дети не кричали. Вероятно, к этому времени они уже были мертвы.
На основании доступных данных комиссия установила, что 9 и 10 октября 1942 г. зондеркоманда вывезла и умертвила детей при помощи так называемых «газвагенов» (грузовик, в кузове которого отводились выхлопные газы от двигателя — прим).
Подтверждал эту версию тот факт, что лицо одной из воспитанниц детдома, лежащей в могиле, оказалось завязанным ее собственной трикотажной майкой, а ладони рук были притянуты к лицу.
Из могил вместе с трупами во время эксгумации извлекли несколько деревянных костылей, протезы. Многие из погибших имели неправильное телосложение: у них были деформированы суставы, горбы в грудной части позвоночника.
О том, что произошло в 1943 году с воспитанниками Ейского детского дома, написал Леонид Дворников, который чудом избежал казни. Его записи были опубликованы в книге под названием «От имени погибших».
«Машина стояла от меня в 3–4 м, повернувшись так, что я свободно мог отсюда заглянуть через открытую дверь в кузов. Как в гробу, там было сумрачно и пусто. Стенки и потолок, обитые железом, имели неопределенный цвет, а пол был настолько затоптан сотнями ног и покрыт рыжими пятнами, как в общественной уборной, что даже небольшая решетка посреди него определялась не сразу...
Мимо меня поволокли за ручонки упирающуюся Люду Шаповалову, которая стонала и все время повторяла: «Дяденька, не бей. Я вам ничего плохого не сделала. Дяденька, не бей». Но фашист грубо схватил ее за ножку, поднял над землей и швырнул с диким восторгом и наслаждением в распахнутую дверь машины».
В 1960-м году был разыскан один из палачей — Бем Лука Романович. В 1961-м году он и другие преступники, поступившие на службу в немецкие карательные войска, судом в Краснодаре были приговорены к расстрелу.
В феврале 2020 г. власти Канады начали процесс депортации бывшего переводчика зондеркоманды СС Гельмута Оберлендера, который после событий в Ейске скрывался от правосудия за океаном. 23 сентября 2021 г. он умер в Канаде на 98-м году жизни.
Источник: Военное обозрение, Комсомольская правда