Для детей у меня есть нож, пули на них тратить жалко: признание литовского нациста из зондеркоманды
В архиве сохранилось свидетельство Вероники, девушки Владаса Клюкаса, служившего в Литве в одном из многочисленных особых отрядов (нем. Sonderkommando), которые под руководством немцев занимались «охотой» за евреями и коммунистами. Ей было восемнадцать, когда она познакомилась с девятнадцатилетним убийцей.
«Владас Клюкас пригласил меня в квартиру, в которой жил вместе с Владасом Буткунасом. Когда мы подружились, я узнала, что они служат в Особом отряде. Во время попоек они хвастались, что расстреливают граждан еврейской национальности в Панеряе и что у них много еврейского имущества. Насколько я заметила, у Буткунаса, Клюкаса и Чепониса было много денег, и они их не считали. Они говорили, что напиваются водки, и потом расстреливают граждан еврейской национальности.
В квартире Чепониса Стасиса они часто пьянствовали, а потом дрались между собой и стреляли из пистолета.
С Клюкасом Владасом мы дружили примерно до осени 1943 года, а потом, когда я забеременела от Клюкаса, так он ко мне не заходил, и дружба прекратилась. Кроме того, у него, как я заметила, в то же время, когда он дружил со мной, были и другие девушки».
Свидетельница Халина Окуневич 17 июля 1977 года рассказывала в суде города Ольштына в Польше:
«Однажды я спросила одного полицейского, зачем он носит с собой такой нож, и он мне ответил, что ножом режет детей, потому что на них жалко пуль. Это сказал Владиславас Клюкас».
Источник: Ванагайте Р., Зурофф Э. Свои. Путешествие с врагом. — М.: Издательство АСТ: CORPUS, 2018.