Партизанские зоны в годы Великой Отечественной войны в Беларуси вовсе не были редким явлением. Как подсчитали современные историки, в Белорусской ССР к концу 1943 года было создано около 20 таких зон, занимавших в целом свыше 50 тыс. квадратных километров. Особо стоит отметить Кличевскую партизанскую зону как самую крупную по числу воевавших в ней народных мстителей и взятого ими под свою защиту гражданского населения.
О размахе партизанского движения на Кличевщине в первые месяцы оккупации красноречиво говорит донесение вышестоящему командованию, найденное у одного из убитых немецких офицеров. В нем указывалось: «В зоне Кличев, Бацевичи, Елизово, Чигиринка и в смежных с ними районах за вторую половину августа и первые дни сентября зарегистрировано 186 случаев убийств наших офицеров, чиновников и солдат. Кроме того, в боях с партизанскими отрядами убито и ранено 217 солдат и 8 офицеров. Поджоги материальных и продовольственных складов не прекращаются. За последние дни было три больших пожара в Кличеве и Бацевичах. Население упорно скрывает места нахождения партизанских отрядов».
К концу 1941 года в Кличевском районе уже действовало семь полноценных партизанских отрядов. В начале января 1942 года состоялось совещание командиров и комиссаров партизанских отрядов региона, на котором было принято решение уничтожить на территории Кличевщины все вражеские гарнизоны, что вскоре и было сделано.
Данный факт особо встревожил немецкое командование, и они в феврале месяце направили против партизан карательный отряд. Где конкретно размещаются народные мстители, немцы, конечно, не знали, поэтому рыскали по деревням и поселкам, чинили грабежи, убивали мирных граждан. Командование партизанских отрядов решило дать им бой. Из донесений разведки и связных стало известно, что на 22 февраля готовится карательная экспедиция в деревню Усохи. Партизаны предупредили жителей о готовящейся акции, и те вовремя смогли уйти в лес. С целью наиболее «гостеприимной встречи» нацистов свои основные силы народные мстители сосредоточили в нескольких километрах от Усох, и тем самым перекрыли все подступы к деревне, где немцы планировали провести экзекуцию.
Как и доносила разведка, в середине дня 22 февраля колонна немцев двинулась к Усохам. Партизаны подпустили их на близкое расстояние и открыли огонь. Не ожидавшие засады нацисты начали беспорядочно отстреливаться. Они было предприняли попытку прорыва, но массово сделать это так и не смогли — лишь немногим удалось уйти от возмездия.
Но по-прежнему на территории района оставался один укрепленный вражеский гарнизон — непосредственно в самом Кличеве. Несмотря на то, что все окрестные деревни контролировались партизанами, кличевский гарнизон оставался для немцев стратегически важным объектом. Для партизан он представлял большую угрозу, так как в любой момент противник мог организовать отсюда наступление. Поэтому было решено: как следует подготовиться и силами нескольких партизанских отрядов разгромить вражеские укрепления. Штурм Кличева был назначен на 20 марта 1942 года. К операции решили привлечь силы четырех партизанских отрядов, чтобы вести наступление на вражеский гарнизон одновременно с трех направлений.
«Густая, нудная висела тишина. Начинало светать, вдали четко прорисовались здание райисполкома и кирпичные стены строящейся школы, частные дома. Ливенцев оглядывал партизан, ребята нервничали, беспокоились, и сам он с нетерпением ждал связных, чтобы начать наступление. Связные пришли. И сразу выстрел пушки известил о начале операции, — вспоминал участник этого боя партизан Иван Шалай. — Подтянув отряд к центру, Ливенцев повел людей в атаку. Мощный раскатистый орудийный выстрел потряс землю, и снаряд попал в главное здание. За ним последовал второй, третий... Прячась за хатами, партизаны беспорядочно высыпали на площадь, завязался бой. Все смешалось в общее месиво, в хаос и ужас.
С двух сторон — с нашей и немецкой — тупо били пулеметы. Вражеские огневые точки удалось блокировать, партизаны беспрепятственно проникли внутрь зданий, где укрывались гитлеровцы и полицейские. Взвод Витоля завладел райисполкомом. Появились первые пленные. Немцы отступили к аэродрому, надеясь прорваться к Бобруйску, но там их ждал отряд Изоха и взвод Лепешкина. Дали гадам перцу!
Опасным местом оставался корпус школы-новостройки, удерживаемый немцами. Фрицы держали под прицелом улицы, сбегающие к площади. Сюда и подтянули свистуновцы силы, по пути разоружив и взяв в плен полсотни фашистов. В районе сквера пуля настигла командира, попав ему в шею. Командование отрядом принял комиссар Сперанский. Бой продолжился. Партизаны выкатили пушку и прямой наводкой ударили по школе. Стрельба сразу стихла. Остаток гарнизона бежал кто куда. Но смертельно ранило Витоля, его взвод еще очищал от противника территорию маслозавода, а командир судорожно бился за жизнь, падая и вновь поднимаясь, ловил и обнимал голубую даль. Партизаны вели зачистку центра, как вдруг по ним ударил пулемет. В доме, откуда стреляли, вместе с начальником укрылись полицаи. Пришлось дом поджечь. Когда пламя охватило крышу и полезло в окна, раздался крик: "Не стреляйте! Сдаемся!"
Последовал сухой одиночный выстрел, полицаи выволокли на ступеньки безжизненное тело своего начальника, косануло его под левую лопатку — готов! Убив главаря, они надеялись на прощение. К двум часам дня стрельба прекратилась, многие здания горели, разбитые снарядами только дымились, но их никто не тушил. На низкой высоте внезапно пролетел юнкерс, но дал только несколько очередей и удалился...»
Таким образом, разгромив гарнизон в Кличеве, партизаны полностью освободили довоенную территорию района от немцев.
...Весть о существовании свободного от врага региона моментально разлетелась по округе, и не только. Поэтому вполне естественно, что сюда в надежде найти спасение потянулись жители из соседних районов. Тех, кто мог держать оружие, направляли в партизанские отряды, а женщин, стариков и детей размещали в деревнях, семейных лагерях в лесу. По приблизительным подсчетам, под защитой 18 тыс. партизан в Кличевской партизанской зоне размещалось свыше 70 тыс. человек (до войны здесь проживало немногим более 46 тыс.).
Источник: Головко С. Партизанская республика // Беларусская Думка. 2015 - № 4 — С. 26–33