Советский художественный фильм «Иди и смотри» режиссера Элема Климова 10 июля 1985 года вышел на экраны страны. Военная драма снята по сценарию Алеся Адамовича и самого Элема Климова совместными усилиями киностудий «Беларусьфильм» и «Мосфильм».
Действие кинокартины разворачивается на территории Белоруссии в 1943 году. В центре сюжета — белорусский мальчик, который становится свидетелем ужасов нацистской карательной акции, в течение двух дней превращаясь из жизнерадостного подростка в седого старика.
Элем Климов задумал этот проект еще в 1977 году. Но из-за проволочек с «Госкино», цензурой и бюрократий начать над ним работу у него тогда не получалось. Во многом по этим причинам на главную роль мальчишки Флеры Гайшуна, угодившего в эпицентр партизанского противостояния с нацистами, был утвержден именно актер Алексей Кравченко. Причина простая — сибирский мальчик, отобранный на роль в 1977 году, попросту вырос.
Сам Алексей Кравченко в своих интервью говорил, что во время девятимесячных съемок он мало спал, много сидел на диетах и думал, что просто не выдержит. Актер признается, что воспоминание об этой работе остается с ним навсегда.
Все взрывы и выстрелы в картине были сделаны с помощью реальных снарядов, дабы сохранить на экране реализм, передать зрителю весь ужас войны. Это сильно усложняло съемку, но режиссер был непреклонен и на всех этапах следовал своей концепции.
По воспоминания режиссера фильма Элема Климова: «Я несколько раз перечитал книгу "Я из огненной деревни" — документальные свидетельства людей, чудом переживших ужасы фашистского геноцида в Белоруссии. Многие из них тогда были еще живы, и некоторые рассказы-воспоминания белорусам удалось зафиксировать на кинопленку. Никогда не забуду лицо, глаза одного крестьянина, его тихий-тихий рассказ о том, как всю их деревню загнали в церковь и перед сожжением офицер из зондеркоманды предложил: "Кто без детей, выходи". И он не выдержал, вышел, оставив внутри жену и маленьких детишек… Как сожгли, например, другую деревню: взрослых всех согнали в амбар, а детей оставили. А потом, пьяные, окружили их с овчарками и позволили собакам рвать детей.
Я тогда задумался: а ведь про Хатынь в мире не знают! Про Катынь, про расстрел польских офицеров знают. А про Белоруссию — нет. Хотя там ведь было сожжено более 600 деревень!
Как-то снимали сцену сожжения деревни. Массовку завели в амбар. Но нужного накала эмоций никак не удавалось добиться. И тогда кто-то из актеров, игравших немцев, дал очередь холостыми в воздух. И тут же из амбара раздался такой человеческий вой, сымитировать который было бы не под силу ни одному актеру…
Наверное, кого-то раздражал фильм "Иди и смотри", его "шоковая терапия". А вот немцы говорили: "Это мы должны были снять такой фильм!" Как-то на одном из обсуждений фильма встал пожилой немец и сказал: "Я солдат вермахта. Больше того — офицер вермахта. Я прошел всю Польшу, Белоруссию, дошел до Украины. Я свидетельствую: все рассказанное в этом фильме — правда. И самое страшное и стыдное для меня — что этот фильм увидят мои дети и внуки"».
Вышедший в прокат в 1985 году, к сорокалетию Победы в Великой Отечественной войне, фильм был отмечен наградами на нескольких крупных кинофестивалях и занял шестое место в советском кинопрокате 1986 года: его просмотрели 29,8 миллионов зрителей.
По опросу читателей журнала «Советский экран», «Иди и смотри» был признан лучшим фильмом 1986 года, а впоследствии укрепился в рейтингах лучших фильмов различных изданий.
Очень хорошо фильм был принят и на Западе.
Фильм «Иди и смотри» отреставрировали специалисты киноконцерна «Мосфильм» и в 2017 году он завоевал главный приз на 74-м Венецианском кинофестивале в номинации «Венецианская классика» за лучший отреставрированный фильм.
Источники: Sputnik; российское информационное агентство Рустим; MogilevNEWS.by