Контекст

«Вилы, топоры… Мы не боялись смерти. Мы боялись того, каким образом умрем»: воспоминания польских детей о Волынской резне

Источник изображения: Кадры из фильма "Волынь"

Не было никакой возможности убежать от палачей. Они безжалостно пронзали жертв ножами и вилами, разрубали топорами. Уповцы (члены УПА* — Украинской повстанческой армии, запрещенной в России организации украинских националистов — прим. RuBaltic.Ru) устроили полякам на Волыни ад на земле. Однако убить им удалось не всех. Что рассказали оставшиеся в живых о перенесенных ими ужасных событиях?

Петр Зыхович в своей последней книге «Волынь преданная» приводит среди прочего рассказ Александра Прадуна, который еще мальчиком оказался в эпицентре этих трагических событий. Он выжил, потому что пуля прошла мимо его головы. Обрызганный кровью и мозгом, осыпанный кусками костей и фрагментами тел других жертв, он лежал без движения и слушал звуки бойни.

«(...) Я лежал рядом с мамой. Она крепко меня обняла. Потом я услышал выстрелы. Первый, второй, третий. Каждый следующий все ближе. <…> Внезапно грохот раздался рядом со мной.

 Мама задергалась в конвульсиях, я почувствовал короткое крепкое сжатие ее ладони, а затем внезапно ее тело обмякло. Я почувствовал, как что-то липкое стекает по моему лицу».

Свидетельницей смерти своей матери стала также Юзефа Бриг, которой тогда было шесть лет. Спустя годы она рассказывала: «Я поняла, что лежу на земле, придавленная телом мамы. У нее руки были широко разбросаны в стороны. <…> Из-под тела моей мамы торчала одна моя нога. Я боялась изменить положение, потому что мне казалось, что бандеровцы запомнили положение моего тела».

Девочка выжила, изображая труп. Однако это не было концом ее ужаса. Осиротев, она попала в дом поляков, которые, как и она, пережили резню.

«В их доме я слышала такие разговоры: "Вот голова моего мужа" —"А это рука моей сестры". Эти люди вытащили из колодца останки поляков, убитых украинскими националистами. Трупы были изрублены на куски, изуродованы. Выжившие опознавали части тел своих близких».

В свою очередь, Ян Блават, который чудом избежал смерти во время бойни польского населения, которую украинцы устроили во время мессы в костеле недалеко от Порицка 11 июля 1943 года, вспоминал:

«Отец погиб при мне, пуля попала ему под глаз, дедушка был раненым на четвертой лавке в костеле. Мне не к кому было идти. Дедушка велел мне идти к тете Хеленке, которая жила в Порицке. Я побежал к ней. 

Я не смог войти, потому что в коридоре лежал труп женщины с напополам разрубленной топором головой, и я боялся, что они могут быть внутри.

 Я убежал в дровяной сарай, из сарая смотрел только, придет кто-нибудь к лошадям или не придет. И, к счастью, [появился] брат».

Волынская резня

*ОУН-УПА — запрещенная в России организация, прим. RuBaltic.Ru.

Источник: Fronda.pl

Читайте также
9 сентября 2019
То, что происходило на Волыни, перешло все границы жестокости. У палачей ни к кому не было жалости. Убивали как взрослых, так и детей. Женщин и мужчин. Чужих и своих родственников. Людей, чьей единственной «виной» был тот факт, что они — поляки.
12 сентября 2019
Я знаю от товарищей, которые работали в блоке 2, что туда поступали заказы на кожу и что эта дубленая кожа дарилась некоторым охранникам и посетителям, которые использовали ее для книжных переплетов.
12 сентября 2019
Украина и украинская нация появились после революции 1917 года и Гражданской войны в России. Вопрос «откуда они взялись» — более чем риторический. Приграничные зоны всегда обречены быть сферой борьбы за влияние между крупными геополитическими игроками.
6 сентября 2019
Вильнюсская полиция слишком поздно отреагировала на установку новой памятной доски пособнику нацистов Йонасу Норейке, заявил литовский правозащитник Гедрюс Грабаускас.