В конце апреля — начале мая 1945 года сводки с фронта не сулили немецкому командованию ничего хорошего. Нескончаемые поражения, отсутствие резервов, деморализация войск и полная разобщенность. С каждым днем число капитулировавших германских гарнизонов и армий только нарастало. Когда бои развернулись в немецкой столице, то даже к оголтелым нацистским фанатикам пришло понимание, что гибель Третьего рейха близка.
В ходе штурма Берлина перед советскими контрразведчиками была поставлена задача найти и задержать главного нациста Германии — Адольфа Гитлера. Данных о точном местопребывании фюрера и о его судьбе советская разведка не имела. Поступала противоречивая информация, которая лишь усложняла поиски.
Маршал Советского Союза, командующий 1-м Белорусским фронтом Георгий Жуков вспоминал, что 1 мая в командный пункт 8-й гвардейской армии «был доставлен начальник генерального штаба германских сухопутных войск генерал пехоты Кребс», который заявил о смерти Гитлера. Георгий Константинович тут же решил доложить об этом Иосифу Сталину.
Воспоминания Георгия Константиновича Жукова о телефонном разговоре со Сталиным
«Тут же соединившись с Москвой, я позвонил И.В. Сталину. Он был на даче. К телефону подошел дежурный генерал, который сказал:
— Сталин только что лег спать.
— Прошу разбудить его. Дело срочное и до утра ждать не может.
Очень скоро И.В. Сталин подошел к телефону. Я доложил о полученном сообщении о самоубийстве Гитлера и появлении Кребса и о решении поручить переговоры с ним генералу В.Д. Соколовскому. Спросил о его указаниях.
И.В. Сталин ответил:
— Доигрался, подлец. Жаль, что не удалось взять его живым. Где труп Гитлера? — По сообщению генерала Кребса, труп Гитлера сожжен на костре…
— Если не будет ничего чрезвычайного, не звоните до утра, хочу немного отдохнуть. Сегодня у нас Первомайский парад».
Источник: Жуков Г К. Воспоминания и размышления. В 2 т. — М.: Олма-Пресс, 2002.