Нацисты трижды его «убивали» в попытке психологически сломать. Вешали петлю, выбивали стул из-под ног: судьба Коли Печененко
Удивительна судьба 13-летнего советского мальчишки-партизана Николая Печененко. Во время проведения операции он был схвачен и подвергнут изощренным пыткам. Чтоб сломить его волю и развязать ему язык, немцы имитировали его смерть. Вешали петлю на шею, выбивали стул из-под ног и смеялись, а потом снимали. И так делали снова и снова, но Коля молчал.
Из воспоминаний Николая Печененко:
«Мы, трое юных партизан, находились на связи в украинском городе Смела. Разведали, что гитлеровцы готовят временный склад боеприпасов, и в ночь на шестое ноября 1943 года его взорвали, однако уйти не успели. Толю Ткачука часовой застрелил. Я и Вася Хильченко попали в лапы гестаповцев…
После первых вопросов Вася решил: "Лучше погибну от пули, чем от пыток". И согласился "показать" врагу базу партизан. Он завел гитлеровцев в глубокий лес, где на них напали партизаны. Во время боя Васе удалось скрыться…
А озверевшие фашисты всю ненависть вымещали на мне. Придумывали изощренные пытки: прищемляли в дверях пальцы, загоняли под ногти заостренные спички, выбили передние зубы, повредили слух… Я молчал и, облитый ледяной водой, приходил в сознание в каземате гестапо. Наутро пытки продолжались: с плеч срывали одежду, босого выталкивали на мороз. Однажды, как выстрел в ночи, прозвучала команда: "Повесить!"
Обреченных штыками подталкивали к виселице… Сзади, едва переставляя распухшие ноги, шел я, последним поднялся на эшафот. Ощутил петлю, перехватило горло, увидел нацеленные на меня пистолеты и потерял сознание… Я не слышал самодовольного хохота палачей, означавшего конец пытки. Я очутился в каземате.
Фашисты трижды имитировали мою смерть через повешение. Последний раз снятый с виселицы, я оказался в полной власти паралича.
На рассвете 5 января 1944 года (в тот самый день при отражении атаки карательной дивизии войск СС погиб Вася Хильченко) немецкие антифашисты Курт Рейгольц и Отто Роговски по заданию партизанского комиссара Петра Яковлевича Хижнякова похитили меня.
В лазарете я, полностью парализованный, жалел об одном: не успел отомстить фашистам за гибель близких и сверстников. От дум отвлек шум. Услышал спокойный голос начальника медсанбата:
— Кто может держать в руках оружие, ложись в оборону. Гитлеровцы в лагере.
В то же мгновение произошло чудо — стресс вернул подвижность. Я выполз из землянки, увидел, как по косогору поднимались гитлеровцы. Перестрелка продолжалась, рядом упал смертельно раненный партизан.
Слабыми руками дотянулся до гранаты, зубами потянул чеку, ощутил первый щелчок — жить осталось ровно четыре секунды…
Неожиданно с противоположной стороны донеслось громкое "Ура!", на выручку нашим пришло две роты партизан. И я швырнул гранату вслед удирающим фашистам…»
С августа 1944 по июнь 1945 года Николай — воспитанник 155-й армейской артиллерийской бригады. С боями прошел от Днепра до реки Влтава в 30 км от Праги в городе Кралупа на Влтаве. Победу встретил в мае 1945 года в Австрии. Вернулся домой с орденами и медалями. Ему в тот год исполнилось пятнадцать лет.
В 1970 году, в 40 лет, его парализовало, Николай Фомич стал инвалидом 1-й группы.
Рабочие завода смонтировали для Николая Печененко специальное кресло, письменный стол с пультом управления, на котором было более пятидесяти различных переключателей. Он писал книги ручкой, зажатой зубами, так как у него была полная парализация конечностей. Собирая материал для книги, Николай Фомич исписал шестьсот ученических тетрадей. По его воспоминаниям вышла книга «Опаленная судьба», (Киев, 1984 год). Спустя три года после выхода книги Николая Фомича не стало.
Источник: Дети войны. Народная книга памяти. – М.: АСТ, 2015