Бандеровцев отпускали после допроса по домам, если на них крови не было: о гуманизме советской власти
6 августа 1944 года войска 4-го Украинского фронта освободили город Дрогобыч. Сотрудники Управления военной контрразведки СМЕРШ фронта во главе с его начальником-украинцем генерал-майором Ковальчуком Николаем Кузьмичом сразу же развернули активную деятельность по документированию злодеяний фашистов и их бандеровских пособников на дрогобычской земле.
— Помнится, — рассказывал ветеран, — мне довелось уже после войны вычислять и беседовать с выкуренными из схронов бывшими вояками бандеровского воинства.
Допрашивал одного из таких «героев» по кличке Берест.
— Кем он был?
— Участником одного из боевых отрядов УПА*, которого силой затащили в банду. Он признался, что, если бы «не пошел в лес», потерял бы родителей и себя: убили бы всех, а хату сожгли.
— Так что же ему конкретно вменялось в вину?
— Когда немцы пришли в Дрогобыч и стали «чистить» город, их группу направили на выкуривание из квартир евреев и отправление их в гетто. Кроме того, бандеровцы в сорок первом охотились за советскими активистами и отставшими от войск красноармейцами. Последних или расстреливали на месте, или сдавали немцам. Таких фактов было много.
Надо признаться, что молодежи в отрядах УПА было очень много. Со временем, после разбирательств и выяснения мотивов сотрудничества с бандеровцами, при отсутствии совершения злостных преступлений таких «парубков» отпускали по домам.
— Но были факты и массовых отправок в Сибирь?
— Были, но только тех, кто активно сотрудничал с немцами и на ком имелась кровь жертв бандеровских шабашей.
— А какова судьба Береста?
— Его профилактировали.
— Чем же он объяснил свое сидение в бункере?
— Главарь потребовал, чтобы его охраняли. И опять под страхом смерти. Вот он и побоялся выйти…
*УПА — запрещенная в России организация.
Источник: Терещенко А.С. СМЕРШ против бандеровцев. Война после войны. — М.: ЭКСМО, 2013