Мост через Вилию (Нерис) впервые упоминается в исторических документах в 1386 году. Почти шестьсот лет он был единственным в городе, проложенным через эту реку. Его много раз разрушали и перестраивали в ходе бурных событий, происходивших на литовской земле. Потребность в стабильной переправе у заречных районов Вильны (Вильнюса) была вызвана бытовыми потребностями. Горожане и те, кто прибывал сюда по делам, испытывали постоянные неудобства и несли затраты, чтобы добраться на другой берег.
Русский историк и археограф Флавиан Николаевич Добрянский так писал о появлении Зеленого моста на карте Вильны:
«Мост на Вилии, <…> по всей вероятности, деревянный, существовал еще с незапамятных времён, судя по тому, что одна из улиц, ведущих к нему, в очень древних документах носит название Мостовой (ул. Тилто — прим. ред.).
В 1529 г. Сигизмунд I поручает виленскому воеводе Альбрехту Гаштольду выстроить новый — каменный, но так как Гаштольд медлил с постройкою, дело это было передано виленскому городничему Ульриху Гозию, который в 1536 г. закончил постройку моста. Этот первоначальный мост имел вид пассажа, так как был покрыт крышею и по сторонам его были утроены лавки для продажи разных товаров. За проход на него и переход через него взималась плата, которая частью шла на содержание госпиталя св. Троицы, а частью была обращаема на ремонт и содержание в порядке самого моста. В 1621 году он был почти заново переделан на средства виленских мещан, но в 1655 сожжен польскими войсками, отступавшими из Вильны, при приближении русских. Возобновлен был в 1674 году.
В 1812 году пред вступлением французов в Вильну он опять был сожжен. Наполеон наказал немедленно навести временный понтонный и сам присутствовал при наведении моста, сидя на скамейке на набережной. По изгнании французов мост снова был возобновлен в прежнем виде. Плата за проход и проезд взималась вплоть до 1853 года. В восьмидесятых годах прошлого столетия он был значительно поврежден разбившимися во время половодья плотами и, хотя был исправлен, тогда же решено выстроить постоянный железный мост. Мысль это приведена была в исполнение в 1894 году на средства города и земства».
К описанию историка можно добавить, что прежде, чем назвать «Зеленым», мост именовали «Мурованным», «Великим» или «Виленским».
В те времена плата за проезд через установленные по обеим сторонам ворота составляла для одноконной подводы с сеном, дровами или хлебом один олов или денар. Чтобы эти сборы не уменьшались, новых мостов строить не позволяли. Шляхта и духовенство были освобождены от сборов за проезд.
Прочный металлический мост служил до 1944 года. При отступлении из Вильнюса немцы взорвали его. Нынешний мост сооружен по проекту ленинградского института «Проектстальконструкция» в 1948–1952 годах.
Строительство осуществляли специалисты военно-инженерных войск Прибалтийского военного округа. Мосту присвоили имя генерала Черняховского.
Архитектурно-декоративную часть проекта разрабатывал большой авторский коллектив. В 1952 году мост украсили четыре парные композиции в стиле сталинского ампира. Они установлены по углам, на гранитных постаментах, и носят названия «Сельское хозяйство» (механизатор и колхозница), «Промышленность и строительство» (горняк и каменщик), «Учащаяся молодежь» (студент и студентка), «На страже мира».
Комплекс Зеленого моста с четырьмя парными композициями внесен в регистр ценностей культурного наследия Литвы и охраняется законом.
Источник: Прибалтийские русские: история в памятниках культуры (1710-2010). - Рига: Институт европейских исследований, 2010.