«Содеянные мной преступления велики, и я ожидаю за них суровую кару»: как судили генерала Власова
12-мая 1945 г. генерал Власов был задержан в Чехии, а позднее переправлен в Москву, где содержался на Лубянке. В тюрьме он жаловался на постоянный голод. Тюремное начальство, дабы избежать конфликта, выделило ему двойную норму питания.
В 12.05 30 июля 1946 г. началось закрытое судебное заседание военной коллегии Верховного суда СССР.
После перерыва, объявленного в 13.40, ровно через 28 мин., судебное заседание возобновилось с допроса подсудимого Власова.
Председательствующий: Подтверждаете ли вы ваши показания от 25 мая с.г., т.е. основные ваши показания? Сдаваясь немцам, были ли вы убеждены в правильности действий фашистов и, переходя на их сторону, вы делали это добровольно, согласно вашим убеждениям, или как?
Подсудимый Власов: Смалодушничал. Первые шаги в работе начались с Винницкого лагеря, где шла разлагательская работа с участием капитана Штрикфельдта. Я это подтверждаю. Я также подтверждаю, что разговор между мной и Фильгером, который отражен на странице пятой второго тома, имел место, и я тогда дал свое согласие работать на немцев. Капитан Штрикфельдт предложил подготовить листовку, что мной и было выполнено, и после этого выехали с ним в Берлин...
После перерыва с 16 часов до 18 часов 20 минут подсудимым было предоставлено последнее слово.
Подсудимый Власов: Содеянные мной преступления велики, и ожидаю за них суровую кару. Первое грехопадение — сдача в плен. Но я не только полностью раскаялся, правда поздно, но на суде и следствии старался как можно яснее выявить всю шайку. Ожидаю жесточайшую кару.
В 19 ч 8 мин. суд удалился на совещание, а в 2 ч 2 мин. 1 августа 1946 г. прозвучал приговор: всех подвергнуть смертной казни через повешение.
26 августа 1946 г. в центральных газетах было опубликовано сообщение, что приговор Военной коллегии Верховного суда СССР Власову A.A., Трухину Ф.И. и другим приведен в исполнение.
Останки казненных кремировали и захоронили в безымянном рву Донского монастыря.
Обратим внимание, что из попавших в плен 80 генералов и комбригов Красной армии только 12 активно сотрудничали с немцами. 5 бежали из плена, 23 погибли в плену.
Источник: Смыслов О.С. «Пятая колонна» Гитлера. От Кутепова до Власова. — М.: Вече, 2004